«Класс» режиссёра Светланы Астерцовой — спокойный, последовательный, основательный и добротный рассказ об истории и сегодняшней жизни Академии. Отрывки из мемуаров Вагановой читает Алла Демидова, и это большая удача фильма. От того, что исполнительница равновелика автору, появляется ощущение достоверности и большого масштаба происходящего на экране.

Об истории Академии рассказывает её ректор Николай Цискаридзе, обаятельный и много знающий человек. От него зрители, среди прочего, узнают о том, что баня и прачечная в хореографическом училище появились благодаря Николаю I, большому ценителю балета, в антрактах любившему гулять по сцене и болтать с артистами. Ученики пожаловались царю на антисанитарные условия, он приехал в училище, убедился, что они именно таковы, — и баню с прачечной построили.

Цискаридзе с удовольствием говорит о давнем прошлом Академии. А педагоги — о том, как они, маленькие дети, только-только начавшие учиться балету, жили в эвакуации, вспоминают о Вагановой.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Лучшее в фильме — съёмки репетиций. Ведущие их педагоги рассказывают о себе, о том, как сложилась их жизнь в профессии, и одновременно поправляют учеников. А те работают — да так, что с них льётся пот.

Фото: News.ru/Дмитрий Киселёв

Балет — лёгкое, воздушное, прекрасное искусство, но за этим стоят жёсткая дисциплина, тяжкий труд, боль, постоянное самоограничение. Мораль фильма не декларирована напрямую, но, тем не менее, ясно показывает: балет — испытание, которое стоит пройти.

Никто из героев не говорит о том, что они любят балет. Сказать такое для них невозможно. Балет — их жизнь, ей в любви не признаются. Но ощущение радостного служения профессии, душевного погружения в своё дело фильм «Класс» оставляет. Он сделан неравнодушными людьми — и рассказывает о людях, в которых есть нечто подвижническое. И это главное, что стоит сказать о вполне приземлённых, практичных (а порой и циничных) артистах балета.