В Лондоне торжество процедур демократии. С треском проигравший выборы лидер консерваторов Риши Сунак по традиции произносит прощально-покаянную речь у резиденции на Дауниг-стрит. Пресса бронировала места накануне. Затем он едет к монарху просить об отставке, уступая свое место торжествующему лидеру лейбористов Киру Стармеру, которого Карл III с похлопыванием по плечу отправит формировать новый кабинет министров. Все чинно, картинно. В проигрыше только кот Ларри, заведенный в официальной резиденции еще в годы премьерства Кэмерона, он меняет уже четвертого хозяина. Но мнением кота при демократии никто не интересуется.
«Агент Путина» прорвался
Пожалуй, главной изюминкой прошедших выборов стал прорыв в британский парламент депутатов от партии «Реформы Объединенного королевства» (Reforms UK) Найджела Фараджа. Все потуги местной политической элиты представлять его откровенным маргиналом и политическим клоуном провалились. Теперь у политика, которого шельмовали как «человека Путина» за его трезвый взгляд на причины украинского конфликта, будет своя маленькая парламентская фракция.
Конечно, одна политическая ласточка весны не делает. Но Фарадж, один из ярых пропагандистов идеи Брексита, считающийся к тому же личным другом Дональда Трампа, относится к когорте национально ориентированных политиков, чей вес на глазах растет Европе.
Фарадж выступил противником контроля над национальной экономикой со стороны транснациональных монополий, которые не платят налогов в стране, а потому тормозят экономический рост. И против «зеленой повестки», которая, по его словам, мировую экологию не спасет, но крадет и без того ограниченные рабочие места в Великобритании. Ясно, что теперь Фарадж получил солидную трибуну для атак на «мертвый», по его мнению, капитализм.
Прорывы канализации не самое важное
Разгромную победу лейбористов предсказать было легко. За 14 лет своего правления консерваторы порядком надоели населению. Особенно когда у них начался вальс премьеров. Сначала был откровенный фрик Борис Джонсон, затем безграмотная Лиз Трасс, не признававшую права России на Ростовскую область, а ей на смену пришел Риши Сунак, представитель золотой молодежи, не умеющий держать молотка в руках.
Но основная причина того, что партия тори получила худший результат со времен Второй мировой войны, заключается в провале социальной политики. Все сошлось. И провал реформы медстрахования, когда пациентам приходится сутками ждать в приемных покоях больниц. И двойной рост стоимости коммунальных услуг, и небывалый скачок инфляции. И вал миграции, которую тори хотели решить путем депортации прибывших в Руанду.
Естественно, что лейбористы обещали решить все эти проблемы, включая сливаемую в море канализацию. Но есть одно обстоятельство в политике лондонских политических гостиных, которая остается неизменной — противостояние России.
По свистку в Вашингтон
Интересно, что новый премьер Стармер — это ученик и выдвиженец прежнего лидера лейбористов Джереми Корбина, который пострадал во многом из-за отсутствия открытой русофобии. Но Кир Стармер не такой. У него традиционный взгляд на Россию. И именно поэтому он нанесет свой первый зарубежный визит в США. Чтобы сверить часы с Байденом.
И хоть консервативный министр обороны, милитарист Грант Шэппс потерпел поражение в своем округе (и даже говорят разрыдался), политика нового правительства в отношении конфликта на Украине вряд ли изменится. Лейбористы уже подтвердили приверженность идеи драки до последнего украинца. А финансирование ремонта канализации и больниц подождет. Хотя не исключено, что русофобией все удобнее прикрывать собственную управленческую некомпетентность.
Читайте также:
Месть за Севастополь? В США испугались российских ракет у хуситов
Макрон высказался о возможности возобновления диалога с Путиным
Французский премьер назвал условие сокращения помощи Киеву
Назван лидер страны ЕС, которого США определили в «политического камикадзе»