Самолёты для нас — это не просто способ передвижения. Учитывая внушительные размеры страны, иногда это чуть ли не единственный способ добраться из пункта А в пункт В. В самолётах журналисты пишут заметки, бизнесмены наконец могут расслабиться и почитать что-то, кроме котировок Доу Джонса или анализа курса биткоина. А стюардессы оттачивают свой английский, попутно стараясь максимально очаровательно улыбаться, чтобы ни один пассажир не захотел вдруг стать дебоширом.
Немного истории. 1923 год, 9 февраля. В этот морозный и далёкий день Совет труда и обороны СССР принял два постановления. Первое — «Об организации Совета по гражданской авиации» и второе — «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота» (позже — Главное управление воздушного флота). С тех пор началась история сначала советской, а потом и российской авиации.
Куда летим?
Сегодня Россия остаётся одним из лидеров авиастроения. Поэтому международные соглашения в этой сфере — дело, давно ставшее традиционным. Например, осенью прошлого года Россия договорилась, что будет «беспрепятственно поставлять» самолёты в Италию. В частности, речь шла о поставках Sukhoi Superjet 100 европейским заказчикам. Об этом сообщали на сайте Росавиации.
Соглашение не только разрешает продавать, но и признаёт сертификацию производства авиационной техники в России. То есть в качестве воздушных судов итальянцы уверены.

Европейцы — не единственные, кто заинтересован в наших самолётах. Испанский новостной портал mundo.sputniknews.com осенью 2017-го сообщал о том, что Колумбия хочет приобрести гражданские самолёты Sukhoi Superjet 100 и MC-21. Переговоры ещё не закончены, говорилось в заметке.
Саудовская Аравия также ведёт диалог с Россией о поставках «Сухого» и MC-21, сообщал в прошлом году ТАСС со ссылкой на директора по международному сотрудничеству и региональной политике Ростеха Виктора Кладова.
Пассажирские суда — это, конечно, хорошо. Но недостаточно. В случае если случится что-то нехорошее. И тут стоит вспомнить о российской амфибии Бе-200. Это самолёт-спасатель. Он может тушить пожары, перевозить пассажиров и грузы, а также выполнять поисковые операции и охранять поверхность воды. Как сообщалось ранее, такую технику готовы покупать американцы, французы и латиноамериканцы.
Кроме того, в 2016-м Россия продала два самолёта Бе-200 Китаю за 200 миллионов долларов.
Один билет, пожалуйста
В общем, с авиастроением всё понятно. А как менялись цены на билеты с течением времени? Итак, если историю гражданской авиации в России надо отсчитывать с 1923-го, то в 1960-х жизнь многих людей была связана с самолётом. Например, они летали к морю или чтобы навестить «тётю Зину». Во что примерно это обходилось?
Добраться из Москвы в Минводы можно было примерно за 27 рублей, а до Ленинграда — всего лишь за 14. Тогда как средняя зарплата была 300 рублей, то есть билеты стоили примерно 9% и 4,6% от ежемесячного дохода соответственно.

В то же время сегодня улететь из Москвы в Минводы по самому низкому тарифу стоит 3970 рублей, а в Северную столицу — 2980 рублей. Учитывая, что средняя зарплата в январе 2017-го по России составила 35 369 рублей, то поездки могут обойтись в 11,2% и 8,4% от зарплаты соответственно. Получается, что с советских времён цены на перелёты немного выросли. Однако знающие люди говорят: на билетах можно сэкономить, если покупать их на вторник, среду или четверг.
Кроме того, можно выбрать интересующее направление и подписаться на рассылку сайтов-агрегаторов — сайтов, собирающих всю информацию, в данном случае — по ценам на билеты. Они будут присылать самые выгодные предложения, с учётом даты и города, которые вы указали.
«Горячие» предложения бывают и у самих авиакомпаний. Как правило, раскупают их быстро, как свежую выпечку. Поэтому можно получать новости и от перевозчика. Вдруг распродажа билетов в Венецию или Омск — то, что вам нужно?
Самые-самые
Как известно, наша страна богата на территорию. Она занимает одну девятую часть всей суши на земле. Поэтому неудивительно, что иногда слетать куда-то по России может быть в несколько раз дороже, чем отправиться в Европу.
Например, стоимость перелёта в Петропавловск-Камчатский из Москвы экономклассом доходит до 100 тысяч рублей. При этом билет бизнес-класса будет стоить в районе 140 тысяч рублей. Время в пути — 9–12 часов.
А сколько стоит самый дорогой билет в мире? В 2016-м авиакомпания Etihad Airways выпустила такой билет стоимостью 79 тысяч долларов. За эти деньги долететь можно было из Лондона в Мельбурн.
Конечно, заплатив такую сумму, странно было бы рассчитывать только на «курицу или рыбу» и «горячие напитки». Этот билет даёт возможность пассажиру располагаться в трёхкомнатном люксе «Резиденция». Дворецкий, личный повар, кожаный двуспальный диван, два обеденных стола, роскошная кровать и ванная комната — это неполный перечень того, что ждало клиента.
В общем, самолёты бывают разные — роскошные и спасательные, гражданские и транспортные. Но каждый из них выполняет одну функцию: помогает нам экономить время в путешествиях и доставлять важный груз туда, где его очень ждут.
С праздником!