В Одессе сорвали выступление Константина Райкина. Оно должно было пройти в Академическом украинском музыкально-драматическом театре, но, как только Райкин появился на сцене, в зал ворвались активисты «Правого сектора» (Организация запрещена на территории РФ), их было человек 20. «Правосеки» начали выкрикивать оскорбления, артист ушёл со сцены. Националистов стали урезонивать зрители — но толка от этого не было. Поэтический моноспектакль «Над балаганом небо» не состоялся, «правосек» Сергей Стерненко написал в своём Facebook:

Итак, концерт кримнашиста россиянина Райкина в Одессе сорван. Здесь не будут выступать те, кто поддерживает убийц. Следующий — Максим Барских, что на днях получал награду в Кремле. Его концерт запланирован 04.12.17 тоже в Одессе. Всем спасибо!

Перед этим «Правый сектор» сорвал выступление Райкина в городе Днепре (бывший Днепропетровск): директор Дома культуры машиностроителей испугался угроз радикалов, и оно было отменено. Предыдущие украинские гастроли Райкина прошли с огромным успехом.

Причиной атаки «правосеков» на моноспектакль «Над балаганом небо» стало то, что Константину Райкину вручали орден в Кремле, и его давние слова о Крыме:

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Думаете, я в какой-то части своей натуры не радуюсь, что Крым стал теперь российский? Да радуюсь, конечно!.. Когда я узнал, что мы не будем вообще вмешиваться в дела Украины, когда там какие-то начались националистические такие настроения, я первое, что подумал: «А как же русские люди? Как же русский город Севастополь, который я так люблю?» А вообще, всё, что происходит в Украине, для меня это ужасная рана. Потому что я знаю Украину (как и любое другое место) прежде всего по публике. Она там замечательная. В Киеве такая публика театральная! Замечательная, русскоязычная!

Теперь Константина Райкина от русскоязычной публики отрежут.

Не надо думать, что это редкий случай. Срыв выступления Райкина получил большой резонанс, потому что знаменит сам артист. На Украине такое происходит сплошь и рядом, и особенно часто в Одессе, городе, где долго преобладали этнические русские, где противостояние выжжено, затоптано, но не подавлено до конца. Одесса — болевая точка Украины, и местные украинские националисты остро реагируют на всё, что им кажется враждебным.

Поэтому в Одессе и сорвали концерт украинской певицы Светланы Лободы. Кто-то сообщил, что здание клуба «Ибица», где должен был происходить концерт, заминировано. В собравшихся перед ним зрителей, а их были сотни, летели дымовые шашки и петарды. Тот же Сергей Стерненко прокомментировал это так:

Это недопустимо, когда украинские исполнители ездят в страну-агрессора, зарабатывают там деньги. Только за последнюю неделю она там дала шесть концертов, вчера была ведущей на программе РуТВ, сегодня она хочет зарабатывать деньги на Украине...
Фото: TASS/Zuma

В придачу «Правый сектор» пообещал сорвать одесский концерт украинского певца Ивана Дорна.

А в августе в той же Одессе развернулось побоище у клуба «Ибица»: «Правый сектор» срывал выступление украинской певицы Ани Лорак, в клуб прорывались около двухсот человек в масках и с дубинками. Они схватились с полицией, среди правоохранителей и «правосеков» были раненые, в том числе и серьёзно. Напоследок «Правый сектор» забросал яйцами ближайшее отделение полиции. В Одессе «Правый сектор» пытался сорвать выступление российской поэтессы Ирины Астаховой, было сорвано выступление певицы и поэтессы Светланы Копыловой. Но Одессой дело не ограничивается, это происходит по всей Украине: в Киеве участники протеста против концерта Потапа и Насти (они называли певцов «кремлёвскими гастарбайтерами») подрались с полицией. Во Львове националисты заблокировали клуб «Малевич» — потребовали от выступавшего там украинского певца Сергея Бабкина назвать Россию «агрессором». Бабкин этого не сделал, и концерт отменили. Ещё националисты ополчились на группу «Время и стекло» и Ирину Билык.

В 2015 году Министерство культуры Украины обнародовало чёрный список деятелей российской культуры, представляющих угрозу безопасности республики. В него вошли Олег Газманов, Иосиф Кобзон, Валерия Перфилова, Сергей Пенкин, Александр Розенбаум, Юлия Чичерина, Иван Охлобыстин, Николай Расторгуев, Михаил Пореченков, Михаил Боярский, Григорий Лепс, Сергей Безруков, Жерар Депардье, Никита Михалков и многие другие — всего больше 100 человек.

Недавно Верховная рада приняла закон, по которому любой договор с российскими артистами должен быть отправлен в СБУ, а Служба безопасности в течение десяти дней обязана дать разрешение или отклонить запрос на проведение гастролей.

Что касается действий националистов, то министр внутренних дел Украины Аваков ещё несколько месяцев назад сказал, что его подчинённые не будут защищать артистов, сотрудничающих с Россией.

На первый взгляд, за этим стоит стремление наказать занимающих недостаточно патриотическую позицию украинских исполнителей, а заодно «пропутински настроенных» российских артистов, гастролирующих на Украине. Но на самом деле всё куда серьёзней: зачищая украинское культурное пространство, власти и радикалы готовят почву для возникновения национального, культурно однородного, сплочённого вокруг единой идеи государства. Пока что до этого далеко — несмотря на все политические сложности, рознь, милитаристскую риторику, Россия и Украина по-прежнему находятся в едином культурном поле.

Съёмки телесериала «Орлова и Александров»Фото: ТАСС/Алексей ПавлишакСъёмки телесериала «Орлова и Александров»

Силу этих связей мы недооцениваем: до 2014 года Украина смотрела российские сериалы, которые зачастую снимались на Украине, — это было намного дешевле. Российские и украинские артисты постоянно гастролировали друг у друга. А украинские артисты, к тому же, часто делали карьеру в России. Список можно начать с киевлянки Наташи Королёвой (Порывай), Лолиты Милявской (урождённой Горелик, уроженки города Мукачево), киевлянина Александра Цекало — здесь лучше и остановиться, потому что он выйдет не в меру длинен. На Украине доминировала российская пресса, в книжных магазинах лежали книги на русском, Россия задавала тон в интеллектуальной и арт-моде. Русская «мягкая сила» была очень велика, толком её не использовали. Теперь она сильно уменьшилась, телевидение и пресса зачищены — вот и пришло время культуры.

Трудно сказать, насколько удачным окажется административно-националистический «штурм унд дранг». Кажется, что к сегодняшней Украине вполне относятся слова, сказанные сорвавшимся с виселицы декабристом Рылеевым: «Вот вам Россия... Даже повесить как следует не умеют» Но идея национально и культурно однородного государства сильна, те, кто в неё верит, будут очень стараться. Не стоит, однако, забывать, что любое действие рождает противодействие и пружина распрямляется тем быстрее, чем сильнее её сжимают.