Год назад 30 апреля ушел из жизни модельер Вячеслав Зайцев. Каким он запомнился своим ученикам, кто продолжает его дело и действительно ли со смертью мэтров Зайцева и Валентина Юдашкина год назад умерла и русская мода? Об этом NEWS.ru рассказали модельер Марина Синотова из Ярославля и дизайнер Аника Керимова из Москвы.
Марина Синотова напомнила, что Вячеслав Зайцев вывел российскую моду на мировой подиум, где ранее бытовали ложные представления об СССР, России и русской моде.
На Западе, говорит она, активно раздувались мифы и стереотипы об СССР, будто у советских людей ничего нет: ни культуры, ни возможностей — «один мрачный железный занавес».
«И вдруг приезжает яркий и талантливый русский модельер Слава Зайцев со своими потрясающими коллекциями и невероятно красивыми манекенщицами. Западное общество застывает в изумлении: оказывается, что и мода в Советском Союзе присутствует на самом высоком уровне, и [ее представляют] девушки необычайной славянской красоты. То есть Слава Зайцев произвел настоящий фурор и переворот в сознании западного общества в пользу нашей страны», — рассказывает Синотова.
Вячеслава Зайцева называли с тех пор на Западе Красным Диором, подчеркивает модельер, потому что в коллекциях почти всегда присутствовал его любимый красный цвет. Да и Советский Союз ассоциировался с красным.
Главным качеством характера Вячеслава Зайцева Марина Синотова, дружившая с мэтром почти 30 лет, с середины 90-х, называет его трудолюбие.
«Я неоднократно слышала и от Егора — единственного сына Вячеслава Михайловича: „Папа — трудоголик. И, если он что-то задумал, то не будет ни спать, ни есть, пока не сделает“. Трудоголики, если ставят себе цель, я считаю, добиваются очень многого. Это прекрасное созидательное качество», — убеждена модельер.
Ученица Зайцева Аника Керимова отметила, что главным смыслом жизни для Вячеслава Михайловича была его профессия, Дом моды и ученики. Все остальное, включая даже семью, уходило на второй план, вспоминает дизайнер. Мэтр сутками напролет работал в Доме моды над созданием новых коллекций, говорит она. Часто он даже оставался ночевать на диванчике в своем кабинете: чтобы не тратить бесценное время на дорогу.
«Вячеслав Михайлович обожал дело всей своей жизни, был увлеченным, воодушевленным. И он был удивительно доброжелательным человеком. Он никогда не воспринимал молодых дизайнеров как конкурентов — я не припомню ни слова критики или придирок из его уст», — вспоминает Керимова.
По ее словам, мастер всегда по-доброму наставлял своих учеников. Он советовал им «не терять веру в себя ни при каких обстоятельствах».
«Он говорил так: „Используй все варианты и возможности для достижения своей мечты. Даже если какие-то двери окажутся закрытыми, то ничего страшного. Надо быть упорным, возможно, что с десятого раза двери откроются“», — подчеркивает Керимова.
Марина Синотова также отмечает доброжелательность мэтра, его жизнелюбие и любовь к дружеским поцелуям.
«Меня потрясала уникальная память Вячеслава Михайловича. У него же были десятки учеников — но он каждого помнил лично, и даже помнил имена членов семьи! При встрече, бывало, обязательно меня спросит: „Мариночка, ну как твои дела, как твоя доченька Оленька и остальная семья?“ И всегда дружески поцелует в губы, приобнимет. Это был обязательный ритуал», — вспоминает модельер.
Синотова рассказала также, что Вячеслав Зайцев писал лирические стихи и прозу, об этом знали самые близкие друзья модельера: свою любовь к литературным жанрам он особенно не афишировал.
В марте 2023 года Вячеслав Зайцев отметил свое 85-летие. Пышных празднований он не устраивал, поскольку чувствовал себя нездоровым. Помощники возили его на инвалидном кресле.
Ученики вспоминают, что им было очень больно видеть мэтра в таком состоянии. Но даже в коляске модельер оставался доброжелательным и старался не терять свой природный оптимизм. Он по возможности присутствовал на показах коллекций своих учеников.
«Его привезли помощники. И мы приехали, небольшой ярославской делегацией. Вячеслав Михайлович нас увидел и закивал, заулыбался, руки протянул. Мы подошли, поговорили. Его речь уже была медлительной после перенесенного инсульта. Но руку подал, улыбался, как всегда, своей шикарной улыбкой. А вот встать не смог, не было сил. У меня сжалось сердце от предчувствия, что, возможно, я вижу его в последний раз. Так оно и вышло», — рассказала Марина Синотова о последней встрече с учителем незадолго до его смерти. Он ушел из жизни от последствий кровоизлияния в мозг.
Вячеслав Зайцев был похоронен на сельском кладбище в Щелковском районе недалеко от деревни Каблуково, где построил себе дом. Решение о месте упокоения мастера принимал его сын. Ему же достался от отца Дом моды, где и сейчас мастера работают над новыми коллекциями.
После смерти Вячеслава Зайцева и одного из самых ярких его учеников Валентина Юдашкина в мире дизайна заговорили о том, что «русская мода умерла». По мнению Марины Синотовой, в этом присутствует доля правды: при значительном количестве талантливых дизайнеров в России личностей уровня Зайцева, по ее мнению, «к сожалению, пока не видно».
Она надеется, на то, что они появятся. Об этом говорил и сам Вячеслав Зайцев, предрекавший в разговорах со своими учениками, вспоминает она, что «и после нас будут новые интересные, яркие ребята».
«Мода жива, талантливых людей много в России. Время покажет, [кто придет на смену Зайцеву]. Моя дочь Ольга Денисова, к примеру, выросла в модного дизайнера одежды. Вячеслав Михайлович очень тепло к ней относился, хвалил ее коллекции. И я бы очень хотела, чтобы Оля достигла такого же высокого уровня в профессии, как Слава Зайцев», — сказала Синотова.
Аника Керимова напомнила, что за последние два с половиной года индустрия моды в России сильно изменилась. В 2022 году по политическим причинам нашу страну покинули многие мировые бренды, ушли и поставщики тканей, обнажив серьезные проблемы в отрасли на тот момент.
В том числе, говорит Керимова, отмечается дефицит специалистов: почти ушла «старая портновская школа, она была уникальной в СССР». «Приходится в новых — почти экстремальных — условиях быстро взращивать специалистов из молодых модельеров. Открываем для себя возможности сотрудничества с дружественными странами, в том числе, например, с государствами БРИКС, где высок интерес к русской моде», — поделилась дизайнер.
По мнению Керимовой, те, кто не боится работать, «могут засучить, как говорится, рукава». Потому что появились возможности реально заместить ушедшие Chanel и Dior.
«Я всем сейчас говорю: девочки и мальчики, открылась ниша, берите и делайте. Очень хорошая возможность проявить себя. Мы, конечно, уже возрастные специалисты. А вот для молодежи, я считаю, открылись прекрасные возможности в нашей стране», — резюмирует Марина Синотова.
Она напомнила, что и Вячеслав Зайцев был большим патриотом России и всегда подчеркивал, что у нашей страны — свой, уникальный путь, должна быть собственная мода, свои производители, «надо работать и действовать».
Читайте также:
Лукбуки, советы по стилю и позинг: что пишут паблики «ВКонтакте» о моде
Пугачева не приехала на прощание с Зайцевым
Составлен список друзей Пугачевой, умерших после ее отъезда из России
Названа еще одна причина отказа от Васильева в «Модном приговоре»