В новогодние каникулы российские телеканалы традиционно показывают советские фильмы, среди которых много картин, снятых по популярным сказкам. NEWS.ru вспоминает пять самых известных лент и рассказывает, как сложились судьбы исполнительниц главных ролей.
В фильме-сказке режиссера Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (лента вышла на экраны в 1961-м) сыграла выпускница актерской театральной студии в Киеве Людмила Мызникова. Несколько лет назад она рассказывала в интервью автору NEWS.ru, что в молодости «была характером — один в один Оксанка».
«Иду по улице — и витрины отражают, какая я красивая. Так мне думалось тогда. И солнце, казалось, светит для меня одной», — делилась Мызникова.
Она вспоминала, что роль получила «как по мановению волшебной палочки», хотя пришла на киностудию на пробы другого фильма.
«В белоснежной шубке, платочке в красный горох по моде тех лет, плыла по коридору. Навстречу — Роу. Поздоровался, хотя не были знакомы. И он громко сказал своей помощнице: „Так вот же — наша Оксанка!“ Оказалось, присматривал исполнительницу на главную роль», — вспоминала артистка.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» были ее единственной киноработой. Она окончила филологический факультет, после этого работала редактором. Мызникова вышла замуж за звукорежиссера Олега Белинского, у них родился сын. По словам исполнительницы роли Оксанки, ее поглотили семейные хлопоты. Мызникова не жалеет об упущенных ролях и считает, что нашла свое счастье в семье.
Роль Настеньки в культовом фильме все того же Роу «Морозко» (фильм вышел на экраны в 1964-м) могла сыграть Надежда Румянцева — уже признанная звезда советского кино («Неподдающиеся», «Девчата», «Королева бензоколонки»). На финальном этапе проб режиссер выбирал между двумя претендентками — Румянцевой и 15-летней воспитанницей хореографического училища при Большом театре Натальей Седых. Роу решил взять на роль молодую девушку.
В интервью «Собеседнику» артистка рассказывала о съемках в «Морозко», часть которых проходила на Кольском полуострове, а часть — в Подмосковье под Звенигородом. Также она вспоминала о своей детской влюбленности в актера Эдуарда Изотова, сыгравшего ее экранного возлюбленного Иванушку.
«Это был первый в моей жизни поцелуй (по сценарию, в финале картины. — NEWS.ru). Я еще и влюбилась в своего Иванушку. Но он, правда, об этом и знать не знал, и ведать не ведал. Любовь была тайной», — делилась артистка.
Седых вспоминает с теплотой работу с Инной Чуриковой, которая в «Морозко» сыграла отрицательную роль Марфушки. По словам Натальи, актриса была очень светлым человеком.
От дальнейшей карьеры в кинематографе Наталья Седых отказалась в пользу Большого театра, где служила более 20 лет. Была солисткой, танцевала в лучших балетах, объездила с труппой весь мир. По выходу на раннюю — «балетную пенсию» — работала в театре «У Никитских ворот». Она вырастила сына от брака с композитором Виктором Лебедевым (автор музыки хитов фильма «Гардемарины, вперед» и многих других). Сейчас она живет в Москве.
В 1969-м году, запуская в работу фильм-сказку о Снегурочке, режиссер и сценарист Павел Кадочников искал на главную роль «девушку неземной красоты». Он нашел молодую актрису театра имени Гоголя Евгению Филонову. Она была коренной москвичкой, окончила Щепкинский театральный.
Муж артистки — актер и режиссер Евгений Хохлов — рассказывал в интервью изданию «Аргументы и факты», что Женю называли второй красавицей института. На первом месте была Анастасия Вертинская, которая еще до поступления в вуз успела сняться в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия».
Хохлов также вспоминал, что Филонова в жизни была столь же беззащитной Снегурочкой, как в картине: «ненастойчивым, мягким, не амбициозным человеком». По его словам, она не умела строить карьеру и пробивать себе роли, не участвовала в закулисных интригах. Она просто «любила театр, боготворила его». Возможно, предполагал Хохлов, что как раз из-за неумения пробиваться в театре ей доставались в основном роли «второго и третьего плана».
Время было буквально нищим, вспоминал Хохлов, зарплаты театральных артистов составляли мизер. Сам он, также работая в театре, и его друг-артист Александр Пороховщиков подрабатывали — чистили снег на крыше. Филонова в перерывах между репетициями и спектаклями разносила газеты. Как рассказывал Хохлов, денег все равно не хватало, и они жили «едва ли не впроголодь».
1986–1987 годы выдались особенно сложными в жизни актрисы. Ее попытались «выдавить из театра», вспоминал супруг. У Филоновой обострились проблемы со здоровьем: у нее обнаружили онкологическое заболевание.
Евгении Филоновой не стало 30 декабря накануне нового, 1989 года. За девять месяцев до этого скончался режиссер Кадочников, снявший фильм про Снегурочку.
Светлана Орлова, как и Наталья Седых, попала в кинематограф из балета. Она училась в хореографическом училище при Большом театре. На момент начала съемок в «Ледяной внучке» (фильм вышел в 1980-м) режиссера Бориса Рыцарева за плечами у балерины был уже целый список киноработ. В том числе главная женская роль в популярной сказке «Финист — Ясный сокол», на съемках которого она познакомилась и подружилась с двумя кумирами советского кино — Георгием Вициным и Михаилом Кононовым.
В интервью журналу «Караван историй» артистка рассказывала, как 1990-е изменили судьбы этих великих советских артистов. По ее словам, они всю свою жизнь отдавали киноискусству, а в старости оказались «без работы и ненужными».
Сама Светлана в 1990-х потеряла мужа. Он был талантливым врачом и умер от сердечного приступа в возрасте 35 лет. Актриса в это время находилась на последних сроках беременности. Она нашла в себе силы жить дальше, вырастила сына. Она работала танцовщицей в ансамбле, позже — тренером женского фитнеса. Сейчас Орлова живет в Москве, в кино не снимается. Хотя приглашали неоднократно. Но Орлова настроена категорично. Она говорит, что сниматься «в третьесортных лентах не хочется», а картин уровня советского кинематографа «среди современных, к сожалению, не встречала».
Уроженка Калининграда, выпускница ЛГИТМиК (Ленинградского института театра, музыки и кинематографии) Александра Яковлева дебютировала в фильме «Экипаж» режиссера Александра Митты. И, сыграв главную женскую роль, «проснулась знаменитой».
Три года спустя, в 1982-м на экраны вышли «Чародеи» Константина Бромберга. В интервью при жизни режиссер вспоминал, что на роль Аленушки он рассматривал кандидатуры Ирины Алферовой, Ирины Муравьевой, Елены Цыплаковой, Елены Прокловой и Ларисы Удовиченко. Яковлева, по его мнению, была более убедительна.
В 90-е российский кинематограф переживал кризис: кино почти не снималось. Яковлева сменила профессию. Она возглавляла службу по управлению персоналом в аэропорту Пулково, работала замначальника Октябрьской железной дороги, компании «Российские железные дороги». Также она возглавляла калининградское отделение политической партии «Яблоко» и даже баллотировалась на пост мэра Калининграда, была вице-мэром по культуре и туризму в Калининграде.
Яковлева получила второе высшее образование, окончив факультет государственного и муниципального управления петербургского политеха. Она признавалась журналистам, что руководить ей нравится больше, чем быть послушной исполнительницей даже главных ролей.
В 2019-м в телешоу на федеральном канале Яковлева призналась, что борется с онкологическим заболеванием. Она говорила, что ей не хочется умирать, и планировала бороться. 1 апреля 2022 года артистки не стало.
В тексте использованы материалы: «Караван историй», «Аргументы и факты», «Собеседник».
Читайте также:
Стоп-листы и «поющие трусы»: как спецоперация на Украине изменит шоубиз
99-летняя бабушка Ксении Алфёровой провела мастер-класс по макияжу
«Куравлёв умер дважды»: выяснились причины трагического финала актёра
Мисс Литтл: какой запомнилась россиянам актриса Александра Яковлева
Пережила домогательства и смерть троих детей: трагедии Елены Прокловой