Французскому руководству пришлось пойти на попятную и сделать серьезные уступки участникам масштабных протестных акций, которые не первую неделю потрясают Пятую республику. Выступая вечером 10 декабря, президент страны Эммануэль Макрон пообещал в ответ на выступления «желтых жилетов» — протестного движения против повышения цен на топливо — увеличить социальные обязательства государства. Однако от режима чрезвычайного положения отказаться не удалось.

Первым делом президент сообщил: «В первую очередь я бы хотел объявить о чрезвычайном экономическом и социальном положении в стране. Мы ответим на чрезвычайное экономическое и социальное положение сильными мерами: более быстрым снижением налогов, более правильным управлением расходами, а не только их сокращением». Макрон обратил внимание, что несмотря ни на что, Пятой республике требуется более «глубокая реформа».

«Нам необходимы более справедливые, простые и понятные правила, которые компенсируют усилия на работе», — пояснил французский лидер.

Также начало выступления Макрона было посвящено последствиям протестов. «Никакой гнев не оправдывает атаки на полицию, жандармов, повреждения общественных и торговых зданий, — добавил президент Франции. — В отношении этих актов насилия не должно быть проявлено никакого снисхождения». Он призвал протестующих к спокойствию и порядку в стране. «Я верю, что вместе мы можем найти выход из кризиса», — добавил французский лидер.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Omer Messinger/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Одной из главных уступок возмущенным гражданам станет увеличение минимального размера оплаты труда на 100 евро в месяц. Сейчас эта цифра находится на уровне примерно 1,2 тыс. евро после вычета всех налогов. Французский лидер уверил, что подобная мера «ничего не будет стоить работодателям». Другой уступкой участникам манифестаций станет выплата всем работникам премий в конце года. Премиальные, по словам Макрона, не будут облагаться налогами. Все иначе будет в 2019 году с выплатами за сверхурочные часы. По обещанию Макрона, они будут освобождены от сборов. Отказаться французское руководство планирует и от налогов на социальное обеспечение (CSG) с пожилых людей, которые получают пенсию менее 2 тыс. евро в месяц.

«Пенсионеры представляют ценную часть нашей нации, — обратил внимание президент Франции. — Мы не будем дальше вести наши дела так, как будто ничего не произошло».

Оплатить все это государство вряд ли рассчитывает из своего кармана. Макрон пообещал, что привлечет к дискуссии о дальнейших реформах представителей крупного бизнеса. «Я соберу их и приму решение на этот счет на этой неделе», — сказал президент. Впрочем, по словам Макрона, возвращения к вопросу о налоге на богатство не будет — это было одним из требований «желтых жилетов». Такие налоговые меры, как отметил французский президент, приведут к оттоку состоятельных людей и их капитала из страны. «Но парламент и правительство должны пойти дальше и положить конец незаконным преимуществам и уклонению от уплаты налогов», — подчеркнул Макрон. А вот крупные предприятия, которые «делают деньги» на территории Франции, должны платить налоги во Франции, как и нацкомпании, согласно плану французского руководства. «Мы хотим Франции, где есть достоинство, работа, Франции, где наши дети жили бы лучше нас», — подчеркнул президент Пятой республики.

Расходы на меры Макрона оцениваются в 8−10 млрд евро. Такие цифры привел государственный секретарь Оливье Дюссо, который несёт ответственность за бюджетную политику. «Мы находимся в процессе тонкой настройки экономических механизмов и смотрим, как их финансировать», — отметил Дюссо.

Тем временем большинство граждан Франции оказались довольны обещаниями президента Франции. В пользу этого говорит опрос социологической компании OpinionWay. По этим данным, 78% респондентов выразили одобрение уменьшением налогов, а 68% — повышением минимальной зарплаты. В то же время около 54% французов говорят о необходимости прекратить протесты, тогда как 45% поддерживают их продолжение. Отмечается, что уровень популярности самого протестного движения в стране почти не изменился — он составляет 66%. У него по-прежнему нет явного лидера, и ни одна оппозиционная политическая сила в стране пока что не в силах воспользоваться этим протестным потенциалом. Этот и еще целый ряд параметров заставляют аналитиков сравнивать забастовку «желтых жилетов» с восстанием 25 января 2011 года в Каире, которое стало одним из поворотных моментов в «арабской весне».