С одной стороны, послание было как никогда полисемично. С другой — собравшиеся не услышали о таких ожидаемых сторонах нашей политики, как дальнейшее сближение с Белоруссией, проблемы Донбасса и отношений с Украиной в целом. Если, конечно, не считать таковой отсылку к понятию «времён очаковских и покоренья Крыма». И это, пожалуй, впервые.

Но всё-таки главной неожиданностью можно счесть то обстоятельство, что глава государства ни разу не упомянул в своем ёмком выступлении, казалось бы, основу нынешней партийно-политической системы — «Единую Россию». Партию власти, в создании которой Владимир Путин сыграл решающую роль и которая имеет в своих руках главный конституционный инструмент — абсолютное большинство в нынешней Государственной думе.

Действительно, президентское послание — это ведь не отчёт по классическому сценарию партийно-хозяйственного актива, а прямое руководство к действию. Фактически через короткий промежуток времени все так или иначе упомянутые в тексте структуры и организации, включая и общественные, должны будут представить в Кремль планы по претворению в жизнь тезисов, изложенных Владимиром Путиным. Поэтому в послании постоянно слышались отсылки к задачам, стоящим перед правительством Дмитрия Медведева, губернаторами, Народным фронтом, экологами, ОПК.

И, естественно, постоянно президент обращался собственно к парламентариям, прося их ускорить принятие того или иного закона, призванного закрыть очередные бреши в нашем законодательстве. Но, повторимся, ни слова о «Единой России», которая, собственно, как партия большинства, и станет главным оператором в обсуждении и принятии необходимых законодательных актов.

Дмитрий МедведевФото: Сергей Булкин/News.ruДмитрий Медведев

Это немного странно, учитывая, что партия переживает некоторое обновление и омоложение. Да и президент в прошлом году после некоторой паузы приехал на съезд единороссов и лично выступил перед собравшимися в том же самом Гостином Дворе.

Конечно, с одной стороны, президент у нас по конституции беспартийный. Отец нации, стоящий официально над различными политическими структурами. А потому ему не обязательно апеллировать к какой-нибудь конкретной партии. Но с «Единой Россией» случай особый. Мы же понимаем всю предысторию отношений и основную функцию партии, состоящей в создании дополнительного контроля над своенравными региональными элитами.

Но не менее знаменательный факт — потеря в последнее время партией власти немалой части своей привлекательности и популярности. Недаром её влиятельные члены — от Сергея Собянина до Александра Беглова — предпочитают идти на выборы в качестве независимых кандидатов. Ради этого в местные законодательства даже поспешно вносят поправки силами опять-таки «Единой России». И в целом число независимых кандидатов разного уровня, за спиной которых поддержка партии власти, растёт во всех регионах.

Конечно, не следует делать далеко идущих выводов о том, что, мол, Кремль окончательно охладел к своему детищу и на смену одной партии власти к 2021 будет сформирована другая, типа той же «Силы России», как уже неоднократно было в нашей новейшей политической истории.

Но то, что от партии, находящейся в состоянии резкого падения рейтинга, ждут какого-то креативного обновления, решительного ребрендинга — это очевидно. Ну, а в выполнении поручений президента единороссам по статусу всё равно придётся сыграть свою роль.