Соединённые Штаты рассчитывают заключить с Ираном новую «хорошую и честную» сделку, заявил президент США Дональд Трамп, выступая перед своими сторонниками в штате Индиана. «Мы должны быть в состоянии попасть на их военные базы, чтобы увидеть, занимаются ли обманом или нет, — просто на всякий случай», — добавил он. Насколько реально Вашингтону перезаключить соглашение на выгодных для США и их союзников условиях — в материале News.ru.
Чего хочет Трамп
8 мая Вашингтон принял решение выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранскому ядерному досье, несмотря на отсутствие явных доказательств того, что Тегеран нарушает соглашение, и соответствующих заявлений со стороны МАГАТЭ. Европейские участники «шестёрки» — Великобритания, Германия и Франция сигнализировали о том, что собираются продолжать выполнять СВПД. Власти Ирана сообщили, что выработают свою позицию по итогам переговоров с остальными участниками сделки. МИД России заявил, что Москва разочарована шагом Вашингтона, и предсказуемо назвал решение Трампа ширмой для сведения политических счётов с Ираном.
После визита в Северную Корею госсекретарь США Майк Помпео в ближайшее время начнёт серию переговоров с целью убедить союзников в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии оказать давление на Иран, чтобы тот вернулся к обсуждению своих ядерной и ракетной программ. Открытым остаётся вопрос, согласятся ли союзники и, прежде всего, Иран возобновить полноценные переговоры сразу после того, как Соединённые Штаты вышли из соглашения 2015 года и отказались от своих обязательств, замечает Reuters.

По словам источника агентства в Госдепе, переговоры будут сосредоточены на том, как усилить давление на Иран «таким образом, чтобы они были конструктивными», но уже известно, что у бизнеса и стран, которые сотрудничают с Тегераном, есть от 90 дней до 6 месяцев для прекращения закупок иранской нефти. Таким образом, сценарий США, очевидно, заключается в скоординированном давлении на иранский режим для усиления внутренних противоречий и волнений в ИРИ. «Экономика остаётся ахиллесовой пятой Ирана», — отмечает научный сотрудник Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute) Майкл Рубин, добавляя, что решение Трампа мешает Ирану извлечь выгоду из нынешних цен на энергоресурсы.
В то же время американские чиновники признают, что у США нет «плана Б», если Вашингтону не удастся заручиться поддержкой союзников и склонить Иран к переговорам о новом расширенном соглашении, которое положило бы конец ядерной программе Ирана, сдерживало бы его программу по баллистическим ракетам и ограничивало поддержку групп в Сирии, Ливане и Ираке. При этом высока вероятность, что при усилении давления на ИРИ в том же Ираке иранское клерикальное руководство будет ещё более решительно отстаивать свои позиции. В этом плане у ряда аналитиков есть опасения, что решение Трампа, принятое из-за солидарности с Израилем и Саудовской Аравией, может стать «токсичным» и «отравить» международную повестку.
Есть ли у США стратегия
В целом, перспективы заключения новой расширенной сделки пока туманны. С одной стороны, с точки зрения противников иранского режима, СВПД, несмотря на все его преимущества, вряд ли убедительно вписывается в современную, а не устаревшую стратегию борьбы с общей иранской экспансией в регионе, тем более на фоне политики предшественника Трампа, который вёл переговоры с Ираном, испортив при этом отношения с региональными союзниками. При этом, как считает панарабское саудовское издание Asharq Al-Awsat, СВПД обсуждался в формате «шестёрки», который не имеет юридического статуса, механизма подотчётности каким-либо органам власти и был придуман Обамой как параллельный Совбезу ООН.
С другой стороны — возможная альтернатива СВПД настолько политизированная и ограничивающая иранские амбиции, что при отсутствии единства среди американских союзников и непростой внутренней ситуации в Иране её достижение кажется практически невозможной миссией. «Нестабильность может поднять цены на нефть, к большому удовольствию Саудовской Аравии. Но это может также создать новые проблемы в области безопасности, дипломатии и экономики», — прогнозирует американский журналист иранского происхождения Борзо Дарагахи. США лишили инструментов для мониторинга ядерной программы, разорвав соглашение, которое было составлено с учётом «истории тайного поведения» Ирана, полагает сотрудник аналитического центра Atlantic Council Аарон Штейн.
Почему выход США из сделки выгоден России
Офицер ЦАХАЛ в отставке, специалист по ближневосточным конфликтам Рами Сурис в комментарии News.ru выразил мнение, что перспективы заключения нового соглашения сложно прогнозируемы, поскольку военной составляющей в этом крайне мало: для США подобные переговоры — однозначно элемент политики, а для европейских союзников — вопросы экономики.

«Чтобы убедить Иран в том, что лучше продолжать следовать СВПД, Франция, Германия, Великобритания, Китай и Россия должны будут предоставить Тегерану значительную финансовую поддержку, поскольку Соединённые Штаты восстанавливают свои „драконовские экономические санкции“, — пишет колумнист The New Yorker. — Если европейцы пойдут по этому пути, они почти наверняка будут вовлечены в более глубокий конфликт с администрацией Трампа». «Рискованная стратегия с потенциально большими наградами», — сформулировал действия администрации Трампа генеральный директор Фонда защиты демократий (Foundation for the Defense of Democracies, FDD) Марк Дубовиц, известный своими критическими замечаниями в адрес СВПД.
Бывший дипломат, старший научный сотрудник института Брукингса (Brookings Institution) Стивен Пайфер полагает, что реальной стратегии по улучшению ядерной сделки у Трампа нет, а его решение демонтировать СВПД не только изолирует США, но и «создаёт возможность для Москвы попытаться разделить Вашингтон со своими ключевыми европейскими партнёрами». Питер Бейнарт в статье в The Atlantic характеризует ситуацию словами бывшего министра обороны США Дональда Рамсфелда во время войны в Ираке: «Как вы знаете, вы идёте на войну с армией, которая у вас есть, а не с армией, которую вы, возможно, хотите».
«Важно, чтобы мы как можно быстрее прекратили спорить по поводу выхода из СВПД и перешли к работе, чтобы наши европейские партнёры разработали способ поддержания должного надзора инфраструктуры со стороны МАГАТЭ и создали реалистичные программы для сдерживания Ирана. Но чем дольше мы дискутируем, насколько выход был разумным шагом, тем меньше времени у нас на обдумывание реальных решений», — заключает ветеран ЦРУ Норман Роул.
Николай Кожанов, научный сотрудник исследовательского центра энергетической политики Европейского университета в Санкт-Петербурге:
— Если Дональд Трамп хочет передоговариваться, то у него это вряд ли выйдет. Иранцы занимают жёсткую позицию и готовы вести переговоры и заключать договорённости по ракетам и региональным проблемам, но в дополнение к основному соглашению. Перезаключать основной документ они не будут как минимум под двум причинам. Во-первых, по их логике, что это за бумага, которую американцы подписывают, а при новой администрации не признают её условия? Во-вторых, такой момент тесно связан с внутренней ситуацией в Иране, где идёт глобальная политическая борьба. Оппоненты президента считают, что сделка и так была плохой, поскольку «сдали много, взамен получили мало». Они не пойдут на окончательный выход из соглашения в его существующем виде, но если из него выйдут европейцы, просто не дадут ничего перезаключить президенту Хасану Роухани, чтобы просто утопить его как политическую фигуру. С течением времени, может быть, что-то перезаключить и получится — когда иранцев сильно подожмёт экономическая ситуация.