Сербы и косовские албанцы неприятны друг другу настолько, что на переговорах с представителями Евросоюза их лидеров намеренно разводят по разным комнатам. Компромисс между двумя сторонами мог бы продемонстрировать жизнеспособность ЕС как организации, но Приштине и Белграду сейчас нечего друг другу предложить.

Президент Сербии Александр Вучич 7 сентября отказался от переговоров с главой частично признанной Республики Косово Хашимом Тачи в Брюсселе. «Ещё остаётся под вопросом, продолжатся ли переговоры с Приштиной», — цитирует сербское агентство Tanjug главу канцелярии по Косово и Метохии в сербском правительстве Марко Джурича. По его словам, причина такого шага сербского президента — «обман, угрозы и ложь» косовских албанцев, Белград хочет мира, но для него неприемлем запрет на посещение Вучичем Косово и Метохии. Кроме того, сербов не устраивают попытки Приштины выдать сербские муниципалитеты Медведжа, Прешево и Буяновац за часть территории Республики Косово. В результате Вучич и Тачи провели переговоры с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини по отдельности.

От запланированной встречи в Брюсселе в Евросоюзе ожидали прорыва в решении спора о границах. В мае Сербию и Косово пообещали принять в ЕС к 2025 году в том случае, если стороны договорятся по этому вопросу. В Брюсселе подчеркнули, что от Белграда не требуется признать независимость Приштины, надо лишь не возражать против участия Косово в международных организациях. В феврале 2018 года министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич предложил идею об обмене территориями с Республикой Косово. Он заявил, что Белграду должны перейти населённые сербами районы к северу от реки Ибар, а взамен Сербия передаст Косово территории на юге Прешево и Буяновац, где живут преимущественно албанцы. Вучич поддержал это предложение. Хашим Тачи изначально также одобрил корректировку границ, но впоследствии под давлением общественности вынужден был отказаться от переговоров по этому вопросу.

Глава непризнанной  Республики Косово Хашим ТачиФото: Agron Beqiri/ZUMAPRESS.com/Global Look PressГлава непризнанной Республики Косово Хашим Тачи

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сербия и Республика Косово начали диалог под давлением Евросоюза в 2011 году. В 2013-м стороны подписали Брюссельское соглашение, определявшее права и полномочия проживающих на территории Республики Косово сербов, а в 2015-м был заключён ещё один договор, по которому сербы должны были войти в органы местного самоуправления Косово. Последний документ не был ратифицирован.

Отсутствие компромисса по вопросу о границах не позволяет обеим сторонам вступить в Евросоюз: Белград подал заявку на вступление в европейское сообщество в 2006 году, а Приштина добивается членства в союзе с момента провозглашения независимости.

Встречи представителей ЕС с разными сторонами конфликта по отдельности — обычная практика для переговоров по Балканам, отмечает News.ru руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова: «Это связано с сильной ненавистью балканских политиков друг к другу — в 1990-е годы сербов и хорватов также разводили по разным комнатам». В любом случае, считает Гуськова, у сторон нет никаких конкретных предложений друг к другу: «Посещая одну из фабрик, президент Сербии Вучич обмолвился, что можно рассмотреть вопрос о линии разграничения. Глава Косово Тачи высказался более определённо, но в том плане, что Косово готово присоединить к себе Прешевскую долину (общины Прешево, Буяновац и Медведжа), а в ответ не готовы ничего отдавать». Против обмена землями выступает Евросоюз: в населённой преимущественно албанцами Прешевской долине также живёт много сербов, а в северных сербских анклавах Косово есть немало албанцев, что означает — на Балканах опять будут беженцы, нужно как-то организовывать переселение людей.

Вид на Прешевскую долину (Прешево)Фото: Julian Nitzsche/wikipedia.org/CC BY-SA 3.0Вид на Прешевскую долину (Прешево)

«Проблема заключается в том, что Приштина не пошла ни на какие уступки. Если безопасность сербов в северных районах как-то обеспечена, то на юге и в центре Косово сербы фактически остались беззащитными, и власти Косово ничего не хотят делать в этом направлении, — говорит Гуськова. — Белград, в свою очередь, проявил большую договороспособность: он одобрил погранпереходы, у Косово появились свои пограничные печати, признанные Сербией паспорта и записи актов гражданского состояния».

Между политическими элитами Сербии и Косово договорённости возможны, но проблема более широкая, чем просто принадлежность территорий, считает политолог Леонид Крутаков. «Сербы никогда не забудут про Косово, потому что это их историческая земля. Это всё равно что русским предложили бы отдать Куликово поле, это вопрос исторической памяти и национальной идентичности. Ни в Сербии не забудут об этом, ни албанцы не смогут забыть конфликт», — указывает эксперт в комментарии News.ru. Проблему, по мнению Крутакова, можно решить только временно, этому будет способствовать Евросоюз: «После Brexit объединение испытывает кризис, надо создать видимость, что ЕС способен хоть как-то отыграть ситуацию в обратную сторону. Но конфликт между сербами и албанцами носит долговременный характер».