В ночь на 30 апреля несколько военных баз в Сирии близ Хамы и Алеппо подверглись ракетному обстрелу. Связанные с сирийской оппозицией СМИ утверждают, что в результате атаки погибло 38 военнослужащих сирийской правительственной армии. И хотя официально никто не взял на себя ответственность за удары, многие эксперты открыто говорят о причастности Израиля. News.ru пытался понять, зачем и кому потребовалось бить по многострадальной стране.
Неизвестные атаки
9 апреля база сирийских ВВС Т-4 в провинции Хомс подверглась ракетному удару. Дамаск заявил о десяти перехваченных ракетах, якобы летевших к аэродрому Шайрат. Подтверждённых данных о жертвах и пострадавших до сих пор нет. Но что важно, атака была произведена в тот самый момент, когда весь мир затаил дыхание и ждал обещанного президентом США «возмездия» за якобы имевшую место химическую атаку в Думе.
Крупнейшие державы мира грозили друг другу. Соединённые Штаты с союзниками обещали покарать Башара Асада, Россия устами главы Генштаба ВС Валерия Герасимова обещала дать достойный ответ в случае, если пострадают российские военнослужащие. По обе стороны Атлантического океана говорили чуть ли не о новом Карибском кризисе. Сотрудники тысяч и тысяч редакций по всему миру были готовы писать срочные новости.
И вот ракетная атака была осуществлена. Сравнительно небольшая по масштабам, но атака. «По Сирии ударили! Началось!» — подумали многие. Но Пентагон заявил, что непричастен. Позже, в ночь на 14 апреля, США совместно с Францией и Великобританией всё-таки ударили. Но это было позже. Перед атакой Трамп открыто заявил, что отдал соответствующий приказ. Американцы вообще любят «подписывать» свои деяния. Они считают себя правыми и предпочитают публично об этом всём рассказывать. Посмотрите, мол, мы в авангарде борьбы за демократию.
А вот та атака в ночь на 9 апреля была произведена под маркой «анонимно». И хоть всё указывало на израильское «авторство», никто так и не сознался. При этом Минобороны России заявило, что атаковали два самолёта F-15 израильских ВВС.
В ночь на 17 апреля появились сведения о попытках разбомбить крылатыми ракетами аэродромы Шайрат и Тифор. Якобы никто не пострадал, сирийские силы ПВО отразили атаку. Но кто причастен? Многое указывало на Израиль, но тот опять просто отказался комментировать ситуацию.
И вот опять атаки, на объекты в Хаме и Алеппо. США опять говорят, что никаких шагов не предпринимали, а Израиль вновь ничего не собирается подтверждать.
Тайные союзники Израиля?
Если бы Сирию обстреливали с территории Израиля, то Тель-Авиву сложно было бы говорить о своей непричастности. Но атаки идут из совершенно непонятных мест. Сейчас вроде как ракеты были выпущены с территории Иордании. Про первую неизвестную атаку в ночь на 9 апреля говорили, что ракеты прилетели то ли с территории Ливана, то ли просто пролетели над его территорией, а были запущены в Средиземном море.
Если принять за истину, что атаковал сирийские объекты всё-таки Израиль, то получается, что он заручился неплохой поддержкой со стороны арабских государств. Это само по себе звучит странно. Да, Египет и Иордания давно наладили с Израилем дипломатические отношения. После того как поняли, что сокрушить еврейское государство нет возможности, а все попытки приводят к большим потерям. Но чтобы Иордания и Ливан предоставили свои территории для израильских ракет? Если это так, то можно говорить об очень сложном клубке взаимоотношений в регионе.
При этом все «неизвестные» атаки как бы проходят мимо внимания мировой общественности. Западную коалицию во главе с США кто-то ругает, кто-то хвалит, но равнодушными её действия никого не оставляют. А вот предполагаемые атаки Израиля проходят каким-то фоном. Ударили и ударили — ничего особенного. Дескать, Сирия и так натерпелась немало, ей не привыкать.
Израиль возмущается правом на оборону
На прошлой неделе, после активного обсуждения возможности российских поставок комплексов С-300 Дамаску, министр обороны Израиля Авигдор Либерман безапелляционно заявил, что Израиль нанесёт удары по Сирии, если она применит полученные от России комплексы против еврейского государства.
Конечно, никто не отрицает за Израилем права на самооборону. Только комплексы С-300 исключительно оборонительные. Ими нельзя обстреливать города на чужой территории, можно только сбивать атакующие воздушные цели: самолёты и крылатые ракеты. Применяют комплексы только в случае нападения, и это непреложный факт.
Уж не хотел ли сказать Либерман, что Израиль за атаку воспримет попытки Сирии защитить себя? То есть Тель-Авив наносит удар, и если видит, что он не решил всех задач, то начинается уже операция возмездия за собственные неумелые действия?
Фактор Ирана
Официально Израиль говорит о том, что не может допустить поставок оружия боевикам ХАМАС и «Хезболлы». Причём в Тель-Авиве считают, что за этими группировками стоит Тегеран. Во многом это оправданно. Иран действительно постоянно говорит о том, что хочет вообще стереть Израиль с лица земли. Никакой любви к Израилю ХАМАС и «Хезболла» тоже не испытывают.
«Я не знаю, кто, кого и где атаковал. Я знаю только одно: мы любой ценой не допустим укрепления Ирана в Сирии. Выхода нет. Допустить дислокацию Ирана в Сирии равнозначно накинутой самим себе петле на шее», — заявил на прошлой неделе Авигдор Либерман.
И надо признать, что Иран действительно пытается играть заметную роль в регионе. И пока суннитские государства долго и дружно ругали Соединённые Штаты, Иран начал «баламутить» обстановку на всём Ближнем Востоке. Он поддерживает шиитов в Сирии, участвует в войне в Йемене, давно обосновался в Ливане. Теперь именно Иран, а не США многие считают главным фактором нестабильности в регионе.
«Это идеи экспорта революции, в которые верит иранская элита. Кроме того, Иран хочет стать региональной супердержавой, и этому мешает Израиль. Мы видим влияние Ирана в Сирии, в Ливане, в Йемене, а также желание угрожать Израилю с Голанских высот. Они вооружают "Хезболлу" и ХАМАС, желая использовать их против Израиля. Также иранцы всегда хотели иметь выход в Средиземное море», — сказал в интервью «Газете.Ru» бывший глава израильской разведки «Моссад» Дани Ятом.
Получается, что бомбардировками Сирии Израиль пытается сдержать Иран. При этом эксперты в Тель-Авиве много раз заявляли, что не собираются каким-то образом вмешиваться во внутренние сирийские дела. Да и не могут несколько точечных ударов изменить обстановку в этой стране. Израиль говорит, что просто защищается. Он не критикует Россию за участие в конфликте, не требует отставки Асада, как страны Запада, но при этом оказывает непосредственное влияние на ситуацию. Пытается не допустить роста иранского влияния.
Но, может быть, Сирия — это просто арена противостояния Израиля и Ирана?
В сухом остатке
Разведки государств наверняка знают, что творится в Сирии. Как и специалисты, которые внимательно следят за обстановкой. Могут досконально точно описать, в каком квартале какого города какие группировки сидят и чего добиваются.
Но что видит сторонний наблюдатель, незнакомый с реальным положением дел? Скажем, среднестатистический российский телезритель, которому чуть ли не круглосуточно рассказывают про Сирию? Какие выводы он может сделать о происходящем в этой стране?
Значит, движения ХАМАС и «Хезболла», поддерживаемые Ираном, настолько могущественные организации, что ведут бои сразу на нескольких фронтах. Они сражаются против врагов Асада и при этом пытаются ни много ни мало уничтожить Израиль.
Иран выступает этаким «монстром», которому подчиняются реки и моря. Он хозяйничает в Сирии, собирает реальные силы для уничтожения Израиля, провоцирует на активные действия шиитов во многих странах.
Израиль имеет среди арабских государств множество союзников. Каким-то странным образом он смог договориться с Иорданией, Ливаном и ещё неизвестно с кем, чтобы противостоять Ирану.
При этом Израиль может позволить себе не признавать очевидного. Его удары по Сирии проходят почти что незамеченными. Предмет международного дискурса — действия России, США, Великобритании, Франции. Их критикуют, ругают, хвалят. Но за скобками всех обсуждений Израиль. Он и активный участник процесса, и его как бы нет.
Конечно, выводы эти до крайней степени наивны и во многом не то что упрощают ситуацию, но вообще описывают обстановку совсем не такой, какая она в реальности. Выводы эти хороши для любителей конспирологии и упрощения.
Но что происходит в Сирии в реальности? Тот же российский телезритель хотел бы знать. По ТВ обсуждают обстановку в Сирии в ущерб многим внутренним проблемам. У многих граждан уже сложилось мнение, что рост цен, возможное повышение пенсионного возраста — не такие уж важные проблемы на фоне сирийских. В РФ знают, что в Сирии живут сунниты, шииты, алавиты, мусульмане, христиане, арабы, друзы, курды, там есть террористы, законное правительство, плохая оппозиция и оппозиция, которая согласилась на перемирие, вокруг Сирии переплелись интересы США, Израиля, Ирана, Франции, Великобритании, России, Саудовской Аравии, Катара. Только никто не может объяснить, что в Сирии вообще происходит и чем закончится.