Французское правительство использует в отношении «жёлтых жилетов» метод кнута и пряника. С одной стороны, демонстративно разрешает полиции применять резиновые пули, уже покалечившие десятки людей. С другой, пытается отвлечь внимание всенародными дебатами и обещанием провести референдум. В то же время уличная активность «жёлтых жилетов» постепенно сходит на нет: люди устают от требований отставки Макрона, не подкреплённых конструктивными предложениями, а потому сами блокируют попытки лидеров протестной волны войти в «большую политику».
Президент Франции Эммануэль Макрон анонсировал возможный референдум на 26 мая, в день выборов в Европарламент, поскольку одним из требований «жёлтых жилетов» было вынесение всех ключевых вопросов на всенародное голосование. В данном списке — сокращение количества депутатов во французском парламенте и ограничение срока, на который один и тот же человек может быть избран парламентарием, сообщает Le Journal du Dimanche (JDD) со ссылкой на источники в правительстве. Ожидается, что о плебисците французский президент объявит 26 марта после проведения национальных дебатов — трёхмесячного обсуждения проблем на общественных собраниях по всей стране. Однако, по словам министра Франции по европейским делам Натали Луазо, президент пока не принял окончательного решения о проведении референдума.
В свою очередь политические противники Макрона негативно расценили новость о возможном плебисците. По мнению главы партии «Республиканцы» Лорана Вокье, поддерживающего движение «жёлтых жилетов», глава государства не вернёт доверие сограждан, если референдум будет касаться исключительно вопросов формирования парламента, поскольку они «очень далеки от реальных забот французского народа». Раскритиковала инициативу президента и лидер «Национального объединения» (бывший «Национальный фронт») Марин Ле Пен.
«Макрон предложил провести референдум в один день с выборами в Европарламент, чтобы отвлечь внимание французов от реальных европейских проблем», — цитирует Ле Пен британская газета The Daily Telegraph.
В то же время прошедший 2−3 февраля «12-й эпизод» акций протеста «жёлтых жилетов» вновь отметился снижением численности демонстрантов. По данным МВД, митинг собрал около 59 тысяч демонстрантов по всей Франции, в то время как в «11-м эпизоде» приняли участие около 69 тысяч человек. На фоне снижения протестной волны власти страны наоборот демонстрируют решительность: вопреки требованиям оппозиционных парламентских партий и протестам правозащитников, они так и не запретили полиции использовать спецсредства для стрельбы резиновыми пулями и гранатами (LBD), хотя только за январь от них пострадало более 100 человек. Как сообщают сами «жилеты», особенным «шиком» у полицейских является попасть демонстранту резиновой пулей в лицо, лоб или даже глаз.
Des #giletsjaunes à #caen simulent des blessures en tête de cortège pour dénoncer l’usage de LBD par les forces de l’ordre. pic.twitter.com/VCnIq6h7Bk
— Ouest-France 14 (@OuestFrance14) February 2, 2019
Новой тенденцией во французском протестном движении стали акции сторонников политической стабильности из так называемого движения «красных платков». Первые демонстрации они провели 27 января, и в некоторых местах они закончились потасовками с «жёлтыми жилетами». В минувшие выходные, 2−3 февраля, «красные платки» снова вышли на улицы: они призвали «жилеты» воздержаться от наносящих вред стране и бизнесу беспорядков и погромов и вместо того, чтобы требовать от государства очередных поблажек, начать «работать на благо Франции». Основной контингент «платков» — представители «высшего среднего класса», то есть «белые воротнички» и преуспевающие предприниматели. Очевидцы говорят об относительной малочисленности последних и подозревают их в связи с правящей партией «Вперёд, Республика!» и даже с полицией. Так, 3 февраля в Париже противники беспорядков вывели на улицы около пяти тысяч человек против 13 тысяч «жилетов».
Эксперты считают основной проблемой «жёлтых жилетов» отсутствие внятных политических целей. Как отмечает в интервью изданию Le Monde представитель Национального центра научных исследований Франции Оливье Коста, изначально движение представляло собой стихийный протест без каких-либо чётких лидеров и партий, поэтому сейчас у него только два выхода: или сплотиться вокруг какого-либо одного политического лидера, или распасться. Отсутствие чёткой структуры, по мнению эксперта, изначально помогло «жилетам» объединить разные слои французского общества и добиться от правительства уступок в виде принятого в конце декабря комплекса социальных мер (помощь семьям с низким доходом, пенсионерам, заморозка цен на топливо). Но сейчас, когда вместо экономических требований на митингах стали чаще звучать призывы к отставке Макрона, отсутствие чёткой структуры заводит движение в тупик.
При этом попытки неформальных лидеров «жёлтых жилетов» перейти в легальное политическое поле наталкиваются на неприятие со стороны протестующих. Когда в конце января Ингрид Левавассёр и Айк Шахинян заявили о начале формирования собственного списка на выборы в Европарламент, их инициатива была встречена соратниками с осуждением: Бенджамен Коши и Эрик Друэ обвинили их в попытках «подмять» под себя народное движение.