В прошлом году открытие выставки бюстов великих князей, императоров и генсеков перед московским Музеем военной формы одежды Военно-исторического общества России широко освещалось в СМИ. Фактически это реализация старой идеи плодовитого Зураба Церетели, который в своё время предлагал украсить такими властными бюстами Манежную площадь.
Понятно, что то, как выглядели в реальности наши властители от Рюрика до Ивана Грозного, доподлинно установить уже не удастся. А потому их лики так и останутся плодом фантазии скульптора, лепившего правильные бородатые лица. Вполне нейтрально широкая общественность отнеслась и к бюстам императоров и даже временных лидеров не менее временного правительства — князя Львова и Александра Керенского. Владимир Ленин и так не ушёл с московских улиц. А бюсты Брежнева, Андропова и Черненко вызывают те же эмоции, что и обычные памятники на кладбищах. Все страсти, связанные с их именами и временами, давно остыли.
И только два бюста были и останутся в центре внимания, в центре споров, нескончаемых обсуждений и вспышек эмоций. Это скульптурные портреты Сталина и Ельцина. Как принято говорить, две эти исторические фигуры по-прежнему раскалывают общество. Их сторонники и противники по-прежнему непримиримы.
Собственно, бюст Бориса Ельцина собирались открыть ещё в феврале, но Семья (именно так, с заглавной буквы) попросила перенести церемонию на 23 апреля. Напомним, что в этот день в 2007 году, уставший и ушедший от власти, первый президент России скончался.
Понятно, что церемония открытия вновь даст импульс прямо противоположным высказываниям и оценкам. Для одних Ельцин — человек, освободивший страну от оков коммунизма, давший ей свободу слова и разрушивший окончательно железный занавес. Для других — неумелый, но властолюбивый политик, нанёсший стране ущерб, сравнимый с потерями во Второй мировой войне.
В последнее время делаются усилия для реабилитации Ельцина: тут и открытие музея его имени в родном Екатеринбурге, и выпущенные немалым тиражом мемуары его вдовы Наины Иосифовны. Однако такие шаги только подливают масло в огонь споров.
Но, как выразился великий историк Василий Ключевский: «Нет ничего бесцельнее, как судить или лечить трупы: их велено только закапывать».
Может быть, и существование под открытым небом галереи правителей ушедших эпох поможет многим из нас примириться и с нашей историей, и с её действующими лицами. Во всяком случае, другой истории Отечества у нас всё равно не будет.