Туристы обанкротившейся компании Ted Travel возвращаются домой, хотя и не без проблем. Практически все рейсы авиакомпании «Якутия», которая являлась партнёром туроператора, задерживаются по техническим причинам.
По информации Ростуризма, «Якутия» вывезет за свой счёт туристов, которые имеют на руках обратные билеты на 26–29 августа. Такое решение было принято в пятницу на экстренном заседании наблюдательного совета «Турпомощи». Вывозить туристов, которые должны возвращаться рейсами с 30 августа по 12 сентября, будут другие авиакомпании.
«При этом туристы, чей обратный вылет намечен на 30 августа, имеют возможность вернуться в Россию 28.08.2017 рейсом R3 1102 в 19:30, а те, которые должны вылететь 31 августа, могут поменять дату вылета на 29 августа — рейс R3 1104 в 19:30», — сообщается на сайте Ростуризма. Однако для этого туристы должны оперативно обратиться в Ассоциацию «Турпомощь» и перебронировать билеты. Планируется, что туристов, которые решат продолжать отдых, будут в дальнейшем подсаживать на свободные места на других рейсах.
«Это будет проблематично. Конец августа — обратные рейсы, как правило, полные», — предупредила о возможных проблемах исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Коксаки не виноват
Обвинения в адрес вируса Коксаки, появившиеся на сайте туроператора Ted Travel 24 августа, несостоятельны. К банкротству компании он отношения не имеет. Причиной произошедшего стали банальный демпинг и непрофессионализм.
«Любому профессионалу на рынке было понятно, что туроператору, который возник буквально вчера (в прошлом году), сразу взял чартер на массовых направлениях, будет непросто бороться с основными мощными игроками. За последние годы рынок сильно «почистился» и структурировался, и выходить сразу на массовое направление рискованно. Для профессионалов было странно, что они дожили до конца августа. Ценовая политика, которую они вели, позволяла надеяться, что они как-то дотянут до конца сезона. Они демпинговали, но это был не чудовищный демпинг. Никто не предрекал гарантированного банкротства, но что долго продержаться не смогут — было очевидно», — пояснила Майя Ломидзе.
Она также добавила, что вирус Коксаки в сложившейся ситуации не виноват. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на шесть других операторов, отправляющих туристов в Турцию, ситуация с вирусом никак не повлияла. Майю Ломидзе поддержал заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский.
«Причины, которые озвучил туроператор, — это манипуляция на той заботе о гражданах, которая есть со стороны государства», — считает он. Представитель Роспотребнадзора также добавил, что на сайте ведомства размещена информация с подробным алгоритмом действий туристов, оказавшихся в сложной ситуации.
Страховщики готовы выполнить свои обязательства
Ответственность Ted Travel была застрахована сразу в двух компаниях — «Инвестстрах» и «Якорь» — в общей сложности на 50 млн рублей в равных долях. Ситуация со страхованием сразу в двух компаниях на отечественных страховом и туристическом рынках наблюдается впервые.
«Туристы вдвойне застрахованы в том плане, что страховая компания не уйдёт с рынка вслед за туроператором, как это уже бывало в нашей истории в прошлые годы», — заверила вице-президент компании «Инвестстрах» Оксана Гнатенко.
Она попросила туристов не нервничать и сообщила, что обе страховые компании уже синхронизируют свои действия. По её словам, у туристов нет необходимости обрывать телефоны в «Инвестстрахе», потом в «Якоре».
«Реестр пострадавших туристов мы будем составлять единый», — пояснила представитель страховой компании. Она также добавила, что страховщики уже запросили у туроператора список проданных путёвок, по которым не была оказана услуга.
Оксана Гнатенко рассказала, что турист может обратиться в любую из двух страховых компаний, заполнить заявление и приложить пакет документов, перечень которых опубликуют на сайте страховщиков. Причём приложить можно как оригиналы, так и нотариально заверенные копии. Для удобства туристов компании расширили график работы, и заявления будут принимать с 8 часов утра до 20 часов вечера в будние дни. Документы также можно выслать почтой.
Страховые компании будут принимать документы в течение 30 дней и, сверив со списком, предоставленным туроператором, составят единый реестр пострадавших. Кроме того, страховщикам будет понятна сумма компенсации. После этого в течение 30 дней будут производиться выплаты. Однако, как подчеркнула представитель страховой компании, сумма компенсации не может превышать 50 млн руб.
«Если реестр общих требований будет до 50 млн, каждый турист получит стоимость его путёвки или понесённые расходы, подтверждённые документально. Если сумма заявленных требований будет более 50 млн, то туристы получат в пропорции меньше, чем они потеряли», — отметила Оксана Гнатенко.
По предварительным данным страховщиков, общая сумма выплат должна составить около 50 млн. Так что с вероятностью 70% полную компенсацию расходов получат все пострадавшие клиенты Ted Travel.
Вице-президент страховой компании также не рекомендовала туристам до завершения выплат обращаться в суды и рассчитывать на помощь юристов.
«В законе однозначно предусмотрено, что страховая компания покрывает только стоимость путёвки. Никакие штрафы, пени, неустойки не могут быть взысканы со страховой компании», — подчеркнула она.
Она попросила туристов не нагнетать ситуацию, а спокойно в течение месяца предоставлять документы.
Если выплат страховых компаний в полном объёме не хватит, туристы смогут получить компенсации из Фонда персональной ответственности туроператора. Он составляет немногим более 900 тысяч рублей.
Дёшево — всегда сердито
Несколько лет назад туристический рынок накрыла волна банкротств, в результате которых пострадали тысячи туристов. После этого были приняты меры. В том числе на законодательном уровне, которые защищают туристов. Какое-то время на рынке наблюдалось затишье. Однако этим летом мы наблюдали то задержки или отмены рейсов, то различные проблемы у туроператоров. И вот — громкое банкротство.
Есть надежда, что финансовые потери туристов будут полностью компенсированы. Но кто компенсирует испорченный отдых? И какие меры необходимо ещё принять, дабы избежать в дальнейшем нервотрёпки и самих туристов, и многочисленных ведомств, вынужденных экстренно решать проблему?
И главное — всегда ли дешёвые туры — это хорошо?