На днях в российском обществе прогремела новость о возвращении фигуристки Евгении Медведевой в группу Этери Тутберидзе от канадского тренера Брайана Орсера. В свою очередь, не так давно Тутберидзе покинули Алёна Косторная и Александра Трусова — они пошли учиться к тренеру Евгению Плющенко. Люди пытаются объяснить ротацию топовых спортсменок между преподавателями разными гипотезами, одна из которых — девушек переманивают. Однако эксперты в своём деле ценятся не только в мире спорта, но и в других сферах: компании постоянно борются за специалистов, и порой ситуация доходит до корпоративных войн. Какие способы переманивания сотрудников используются в бизнесе и как это влияет на рынок труда, выяснял NEWS.ru.

Мани меня, мани

Компании могут свободно переманивать друг у друга специалистов, в России этот вопрос законом никак не регулируется. Порой организации неформально договариваются не «отбивать» сотрудников, но на практике такие соглашения не работают, рассказал NEWS.ru президент портала Superjob.ru Алексей Захаров.

По его словам, жёсткие правила перехода из одной команды в другую есть в футболе — там игроки себе фактически не принадлежат и их попросту перепродают. При этом мнение спортсмена не играет роли — отказать он не может. Однако подобные схемы не действуют в других сферах, подчеркнул Захаров.

С программистами и высококвалифицированными менеджерами так не получается. Поэтому какие-то договорённости время от времени крупные компании пытаются между собой заключать, но по факту они не сильно работают. Где выше конкуренция за персонал, там и случается. От банковской сферы до высоких технологий и медицины, в сферах, где мало специалистов. Например, беспилотный транспорт. На что люди ведутся: на более масштабные задачи и, как правило, умножение в 1,5–2 раза того, что было в деньгах. Гонка вооружений.

Алексей Захаров президент рекрутингового портала

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Author: Алексей Захаров [ президент портала Superjob ]

С программистами и высококвалифицированными менеджерами так не получается. Поэтому какие-то договорённости время от времени крупные компании пытаются между собой заключать, но по факту они не сильно работают. Где выше конкуренция за персонал, там и случается. От банковской сферы до высоких технологий и медицины, в сферах, где мало специалистов. Например, беспилотный транспорт. На что люди ведутся: на более масштабные задачи и, как правило, умножение в 1,5–2 раза того, что было в деньгах. Гонка вооружений.

В некоторых случаях борьба за умы особо остра. Например, хорошие программисты ежедневно получают от работодателей два-три предложения по поводу более высокой зарплаты, поделился Захаров.

Не переманивать людей договариваются и компании с госучастием. Однако в юридическом плане такие соглашения оказываются ничтожны, поэтому и при их нарушении отношения выясняют не в судах. В таких случаях порой ситуация может доходить до «войны» за кадры. В ход могут идти приёмы вербовки, которые использует разведка, добавил Захаров.

Иногда желающая заполучить специалиста компания прибегает к изощрённым способам переманивания. Для этого организовывают посиделки в бане, привлекают представительниц древнейшей профессии, используют наркотики, шантажируют или влияют на человека через любовниц, рассказал эксперт.

Однако в конечном счёте успех мероприятия сводится к возможностям организации платить более высокую зарплату и предлагать задачи интереснее, чем текущий работодатель. В результате такой борьбы растёт рыночная стоимость специалистов, заключил Захаров.

Фото: unsplash.com

Запретить законом?

В России не стоит вводить какие-либо ограничения на переманивание специалистов, полагает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин. Более того — борьба компаний за сотрудников лишь позитивно сказывается на экономике и благосостоянии людей.

Не всегда всё сводится к оплате, очень часто людям важен график рабочего времени, месторасположение организации. Зарплата, безусловно, лежит в основе. То, что компании вынуждены повышать зарплату, это прекрасно. Для экономики это очень хорошо. Я уже не говорю, что люди должны жить достойно. Это в том числе повышение покупательской способности, это стимулирование людей к тому, чтобы они повышали свои знания, навыки. А зачем повышать знания и навыки, если ты будешь всё равно получать гроши?

Олег Шеин член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов

Он добавил в беседе с NEWS.ru, что в Советском Союзе в 1940 году приняли закон, запрещающий увольняться без согласия начальника. Это норма просуществовала до середины 1950-х годов. Однако подобные запреты продолжают действовать в Белоруссии. Это негативно сказалось в том числе и на отношении рабочего класса к президенту Александру Лукашенко, заключил депутат.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Или договором?

При всём желании работодателя не отпускать сотрудника сделать это не получится. Даже если прописать соответствующие положения в контракте, отметил в разговоре с NEWS.ru адвокат Андрей Шугаев.

Они будут признаны судом недействительными. И если даже работника не будут отпускать, то в любом случае суд встанет на его сторону всегда. Но до этого может даже государственная инспекция труда включиться или прокурор.

Андрей Шугаев адвокат

Свобода выбора трудового договора фактически закреплена Конституцией и Трудовым кодексом, заключил он.