По официальным данным в Москве проживает более 12 млн человек. Значительная часть — это приезжие из других регионов. Люди устремляются в российскую столицу в поисках лучшей жизни, хотят найти себе хорошую работу, а детям — дать качественное образование. Многие хотят, чтобы ребёнок перед поступлением в престижный вуз окончил именно столичную школу.
Действительно ли в школах Москвы обучают лучше, чем в провинции, или высокое качество московского — это миф? News.ru спросил об этом школьных учителей и репетиторов. Мнения экспертов разделились. Одни педагоги утверждают, что ни одна региональная школа с московской не сравнится. Другие говорят: школа школе рознь. Третьи утверждают: самые подготовленные и мотивированные дети — выходцы из сельских школ.
Директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский считает, что московское школьное образование эффективнее регионального. Отличается сам подход к обучению. Столичные школы больше ориентированы на результат, а учителя меньше сталкиваются с бумажной волокитой. Ещё один плюс — все школы (и обычные, и с углубленным изучением какого-то предмета) получают одинаковое финансирование. Значит, что зарплаты у педагогов примерно равные, поэтому хорошие специалисты встречаются во всех учреждениях — хоть в центре Москвы, хоть на периферии.
— Ещё с 2011 года в Москве работает программа «Город как школа». То есть образование не ограничивается школьными станами. Для удовлетворения образовательных потребностей открыты музеи, университеты. Каждую субботу ведущие ВУЗы Москвы проводят занятия для старшеклассников, — описывает Ефим Рачевский прелести столичного образования.
По мнению специалиста, педагогов региональных школ душат высокой отчётностью, бюрократией, также наблюдается серьёзная разница в заработной плате. Всё это отрицательно сказывается на качестве образовательного процесса.
Замдиректора по учебно-воспитательной работе Ольга Ганичева МБОУ «СШ № 66» города Иваново согласна с коллегой — недостаток финансирования региональных школ сказывается на процессе обучения не лучшим образом. Хотя методики преподавания одни и те же.
— Недостаток финансирования ограничивает и методистов, и педагогов в выборе форм и методов обучения, — отметила эксперт.
При этом Ольга Ганичева считает, что школа № 66 выгодно отличается от региональных. Она привела пример — учебное заведение располагает 20-ю интерактивными досками. В то время как во многих школах региона их одна-две или нет вообще.
— Чтобы обучение шло в современном ключе, техника должна быть на уровне тех гаджетов, которые используют дети, — сказала педагог.
Специалист по гражданскому праву и репетитор по обществознанию Дмитрий Антипченко рассказал News.ru, что качество образования в конкретной школе не зависит от места её расположения. Больше влияет «человеческий фактор» — всё зависит от конкретного педагога. Преподаватель должен быть достаточно подготовлен и заинтересован в подготовке ученика к ЕГЭ.
— Чем обычно руководствуются, когда выбирают ту или иную школу? Где лучше готовят к поступлению в ВУЗ. Многие из тех, кто хочет, чтобы ребёнок учился в московском ВУЗе, пытаются устроить его в столичную школу. Но особого смыла это не имеет. Я занимался с учениками из разных регионов. Были и слабые ученики из Москвы, и сильные — из регионов, — рассказал эксперт.
Чтобы получить хорошее школьное образование и успешно сдать ЕГЭ, ребёнку лучше нанять репетиторов или стимулировать его эффективнее заниматься самостоятельно.
Серьёзный минус школ в деревнях и маленьких городках — кадровый вопрос. Учителя ведут по несколько предметов одновременно. Географ может заодно преподавать историю, обществознание, экологию. Иногда бывает совсем странно — учитель музыки ведёт математику или русский. Поэтому зачастую о высоком качестве образования говорить не приходится.
Несмотря на это, в сельских школах часто дети показывают хорошие результаты ЕГЭ, а после экзаменов поступают в лучшие ВУЗы страны.
— У них есть стимул учиться, потому что они хотят чего-то большего от жизни. В городе дети являются потребителями всё-таки. Деревенские воспитаны в труде, — рассуждает учитель истории, замдиректора по воспитательной работе, педагог с 40-летним стажем Нина Наместникова.
Эксперты сходятся во мнении: не так важно, где ребёнок растёт и учится. Если у него есть способности, стремления и поддержка родителей, у него есть шансы выбиться в люди.