Спустя какое-то время после начала СВО Запад все чаще стал выражать недовольство тем, как многие состоятельные россияне с легкостью избегают санкций, переводя активы в третьи страны. Например, США не раз намекали турецким компаниям, что те подпадут под ограничения, если не перестанут помогать русским олигархам выводить капиталы. Теперь дело дошло и до ОАЭ, ставших одним из главных хабов для богатых россиян. В ближайшее время МИД Великобритании планирует начать расследование о «подозрительных связях» между русскими и самим вице-премьером ОАЭ и членом королевской семьи шейхом Мансуром бен Заидом Аль Нахайяном. Повлечет ли это какие-то последствия для шейха — сказать сложно, а вот создать проблемы для обосновавшихся в Эмиратах россиян может вполне.

Все началось с украинского активиста
Суть британских подозрений в том, что член королевской семьи предположительно помог более чем 38 российским миллиардерам и чиновникам обойти санкции. Упоминается, что особенно шейх Мансур содействовал бывшему владельцу лондонского футбольного клуба «Челси» олигарху Роману Абрамовичу. К слову, эмиратскому вице-премьеру тоже не чужд футбол — он владеет английским футбольным клубом «Манчестер Сити». Возможно, политик и бизнесмен подружились на этой почве .
Расследование было инициировано после обращения некоего «украинского активиста», чье имя неизвестно. Затем тему сразу подхватили несколько крупных адвокатов, которые передали министру иностранных дел Великобритании Джеймсу Клеверли, что российские миллиардеры «все чаще обращаются в офис шейха Мансура», чтобы спасти свое состояние и что «с этим надо что-то делать».
Среди «спрятанных» в ОАЭ ценностей, по слухам, есть Boeing 787 Абрамовича, который оценивается в $350 миллионов, и частные самолеты других российских бизнесменов. Что касается морских портов, то там, якобы, пришвартовались элитные яхты, в том числе те, что принадлежат депутату госдумы Андрею Скочу и основателю «Сибирской угольной энергетической компании» Андрею Мельниченко.
Российских бизнесменов привлекает то, что ОАЭ не изымает их собственность, как это происходит в Европе, плюс Эмираты выдают «золотую визу» для длительного проживания, если инвестировать около $260 тыс. (15 млн. рублей) в местную компанию или фонд. На данный момент общая стоимость активов российских бизнесменов в Эмиратах оценивается в сумму от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов долларов.
Полевые командиры, мафиози, клептократы и отмыватели
Пока сложно предположить, вынесет ли Великобритания какое-либо обвинение, учитывая, что у нее достаточно теплые отношения с Абу-Даби и королевской семьей. Тем более многие международные организации вроде Фонда Карнеги уже давно заявляют, что богатство, которое лежит в основе процветания Дубая, — это, прежде всего, «постоянный приток незаконных доходов от коррупции и преступности». Тем не менее до сих пор в отношении ОАЭ никаких взысканий наложено не было.
Коррумпированные и преступные деятели со всего мира действуют через Дубай. Афганские полевые командиры, русские мафиози, нигерийские клептократы, европейские отмыватели денег, иранские нарушители санкций и восточноафриканские контрабандисты золота — все они считают Дубай подходящим местом для своей деятельности, — говорится в отчете международной организации за 2020 год.
Незаконные финансовые потоки даже можно назвать мягкой силой Абу-Даби в странах Востока и глобального Юга. Так, считается, что Эмираты одна из любимых стран у «государств-изгоев» вроде Ирана, Северной Кореи, Сирии и Венесуэлы, поскольку с помощью ОАЭ можно уклониться от санкций. Параллельно с денежными вливаниями Абу-Даби получает определенное влияние в зависящих от него странах.

Нет проблем быть русским
Несмотря на все эти темные махинации, ОАЭ заслужили репутацию своеобразного островка безопасности на Ближнем Востоке. Более 90% населения страны — иностранцы. Причем это не только наемные работники. Именно туда, как правило, приезжают состоятельные семьи из стран вроде Сирии, Ливана и Ирака, когда на родине что-то идет не так. Вероятно, процент русскоязычных иностранцев в ОАЭ будет только расти, учитывая, что их уже сейчас более 100 тысяч человек.
Кроме бизнесменов и олигархов в ОАЭ активно едут и простые российские граждане, в основном это IT-специалисты. Они уже сформировали отдельное сообщество, а в Сети можно найти много чатов, где они делятся советами о том, как лучше переехать, в какой город, как устроиться на работу и т. д. К слову, еще в марте в Эмиратах прошла конференция по криптовалюте, причем она велась на русском языке. В некоторых зарубежных СМИ пишут, что из-за наплыва IT-специалистов вскоре ОАЭ может стать следующей Силиконовой долиной.
В Дубай перебираются и целые организации. В том числе туда переместилась большая часть крупнейшей российской танкерной компании «Совкомфлот», которая сдает свои суда в аренд, в том числе саудовской нефтяной фирме Saudi Aramco. Также многие из российских представительств западных организаций, которые не захотели увольнять сотрудников, релоцировали их в Дубай. Так поступили американские технологические компании вроде Google и банки, включая JPMorgan Chase.
Иметь российский паспорт или российские деньги сейчас очень токсично — нигде не хотят нас принимать, кроме мест вроде Дубая. В Дубае нет никаких проблем, чтобы быть русским, — рассказал газете The New York Times российский бизнесмен.

Общий маленький ближневосточный друг
Что-то касается политики, то, хотя страны Персидского Залива традиционно считаются союзниками США, продвигаемая Россией инициатива создания многополярного мира нашла горячую поддержку у арабов. Большая часть стран региона отказалась присоединяться к пакетам санкций против России. Хоть ОАЭ формально осудили Россию за начало спецоперации, они по-прежнему отказываются принимать чью-либо сторону и предпочитают говорить общими фразами, например высказаться против насилия.
Мы считаем, что выбор сторон приведет только к еще большему насилию. В отношении украинского кризиса наши приоритеты заключаются в стремлении побудить все стороны использовать дипломатию и вести переговоры, чтобы найти политическое урегулирование, которое положит конец этому конфликту, — заявлял советник президента ОАЭ Анвар Гаргаш.
Более того, в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным наследный принц Абу-Даби Мухаммад ибн Зайд Аль Нахайян и вовсе «подчеркнул право России на обеспечение национальной безопасности».
Отношения между ОАЭ и Россией привели к тому, что министр экономики и вице-канцлер Германии Роберт Хабек во время своего мартовского визита в ОАЭ призвал Абу-Даби, что уж если они не присоединяются к западным санкциям, то пусть хотя бы не извлекают из них выгоду за счет потока российских денег.
Эксперты считают, что, несмотря на угрозы Запада, маловероятно, что кто-то и правда возьмется наказывать Эмираты. Объясняется это тем, что Белый дом заинтересован сохранить хорошие отношения со своими союзниками на Ближнем Востоке. Именно поэтому на протяжении многих лет Абу-Даби сходили с рук «нарушения прав человека, зверства в Йемене и сомнительная финансовая деятельность». Тем более Эмираты в последние годы выходят из-под влияния Запада. Нашумевший «поворот на Восток» происходит не только в европейских странах, но на самом Востоке. Еще два года назад Китай превзошел Евросоюз по торговому сотрудничеству со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ), в который входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн и Оман. К слову, Абу-Даби в росте сотрудничества с Китаем занимает немаловажную роль. Именно ОАЭ является центром реэкспорта китайских товаров в другие страны Ближнего Востока и Африки.