Одним из главных музыкальных событий наступающего лета станет XVI Международный конкурс имени Чайковского. Он пройдёт с 17 по 29 июня в Москве и Санкт-Петербурге. И хотя за более чем 60 лет своего существования проект доказал свою профессиональную состоятельность — многие победители этого состязания становились потом звёздами классического искусства мирового уровня, — как и всякое крупное событие с большой медийной составляющей, конкурс по-прежнему пропускают через призму политики и финансов.
В фокусе интересов количество участников и их страновая принадлежность — сколько россиян будут бороться за победу, прежде всего в споре пианистов, насколько впечатляюще представительство американцев и конечно же, китайцев, которые в последнее время побеждают практически на каждом втором конкурсе.
Каковы призовые и кто возглавляет жюри, которому предстоит делать нелегкий выбор — быть объективными в таком замешанном на эмоциональности, личном обаянии деле, как игра на музыкальном инструменте.
Об общественно-политической значимости самого престижного отечественного музыкального события заставляет говорить сама его история.
Первый Международный конкурс имени Чайковского, прошедший в Москве в 1958 году, в так называемый период холодной войны, стал неким «культурным окном», прорубленным ЦК КПСС в западный мир. Победа американского пианиста Вана Клиберна стала настолько ярким и дерзким событием, что обросла самыми неправдоподобными версиями. В кулуарах шептались, что тогда ещё всесильный Никита Хрущёв хотел победы советского пианиста. Этой награды вполне заслуживал ставший в итоге вторым Лев Власенко, выросший затем из талантливого пианиста в гениального и не менее превосходного педагога. По другой легенде, Клиберн был настолько хорош, что «зарубить» его — значило бы окончательно расстаться с идеей помириться СССР со всем остальным миром.
Внешнеполитическая повестка и тени членов советского Политбюро негласно преследовали и последующие конкурсы имени Чайковского. Самый известный скандальный случай, где политика наступила на горло музыке, произошёл на седьмом по счёту этом состязании в 1982 году. У блистательно показавшего себя тогда Питера Донохоу нагло отобрали заслуженную победу. Слишком недружественную в политическом плане страну музыкант представлял — Великобританию. В итоге англичанин разделил второе место с Владимиром Овчинниковым.
Наступившая перестройка отвязала конкурс Чайковского от идеологических пут. Но так называемые лихие 90-е поставили соревнование на грань выживания — какая классическая музыка, когда в стране очереди за едой, а в концертных залах устраивают торговые точки.
И тем не менее состязания продолжались и явили миру пианистов бесконечного мастерства и совершенства.
Борис Вадимович Березовский — лучший в 1990 году, Николай Луганский (в 1994-м, вторая высшая премия, так как первую не присудили), наконец Денис Мацуев, получивший главную награду XI Международного конкурса имени Чайковского за полтора месяца до дефолта 1998 года.
Как позже вспоминал артист, «на тот момент конкурс Чайковского, кроме звания, ничего не давал вообще, но это была огромная ответственность — каждый раз подтверждать эту марку».
Я как победитель конкурса Чайковского получил лишь один концерт в Японии, дальше я должен был пробиваться сам, — отметил в одном из интервью музыкант, возглавивший на XVI конкурсе Чайковского жюри в номинации «Фортепиано».
Эта ремарка прозвучала в качестве комментария к тому, что победители конкурса последних лет получают не только солидные призовые, но и гастрольные туры на несколько лет с ведущими оркестрами мира на самых лучших концертных площадках Европы, Америки, Азии.
Так всё-таки ради чего музыканты участвуют в профессиональных конкурсах — ради денег, славы, карьеры, личных амбиций, ради педагогов и престижа учебных заведений, которые сделали из них мастеров?