Самый дорогой в мире Зальцбургский фестиваль станет ещё богаче. Кто поведёт к новым творческим и финансовым высотам этот музыкальный проект и почему в этом году здесь стоит ждать впечатляющего российского десанта?


Маркус Хинтерхойзер, определяющий программу летнего Зальцбургского фестиваля последние три года (с 2017 года), остаётся художественным руководителем престижного смотра ещё на ближайшие пять лет. Такое решение на прошлой неделе принял Административный совет с учётом прежних заслуг креативного менеджера, а также задач на будущее. В следующем 2020 году фестиваль в Зальцбурге будет отмечать свой столетний юбилей, и по этому поводу уже получил невиданный прежде бюджет в 66,5 миллиона евро, что почти на пять миллионов больше, чем в текущем году.

Но и в этом сезоне австрийский пианист, выпускник Моцартеума, Хинтерхойзер приготовил много ярких премьер.

За 43 дня — в период с 20 июля по 31 августа — на Зальцбургском фестивале — 2019 пройдут 199 спектаклей и концертов (в 2018-ом их было 195). Доминантой проекта по традиции, заложенной ещё легендарным дирижёром Гербертом фон Караяном, стоявшим у руля смотра на протяжении 33 лет — вплоть до смерти в 1989 году, являются оперные постановки с участием звёзд первой величины. Симфонические и камерные концерты с не менее именитым составом участников служат обрамлением.

Маркус ХинтерхойзерМаркус Хинтерхойзерsalzburgerfestspiele.at

Большинство премьер идёт только здесь, потом их не тиражируют. За двойную эксклюзивность берут дорого — цены на билеты здесь баснословно высокие даже по европейским меркам. На оперные спектакли стоимость места доходит почти до 450 евро, на концерты — до 350 евро. Для сравнения — премьеру в Парижской опере, считающейся одним из дорогих театров Старого света, можно увидеть за сумму, почти в два раза меньшую (порядка 230 евро).

Но все билеты на представления Зальцбургского фестиваля раскупают задолго до его начала. Это позволяет проекту именно за счёт продажи билетов «отбивать» почти половину бюджета.

Хинтерхойзер грамотно работает не только с афишей фестиваля, но и с потенциальным зрителем, которого не испугают рекордные цены на билеты. Опытный менеджер с тонким политическим чутьём, он развернул экономический манёвр в сторону созданного в 2013 году Общества российских друзей Зальцбургского фестиваля и стал приглашать к участию в спектаклях лучших исполнителей из России. За ними потянулись и представители отечественной элиты. С 2017 года, когда началась эра Маркуса Хинтерхойзера, в Зальцбурге блистали вокальные богини Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Аида Гарифуллина, царь басов Ильдар Абдразаков, дирижёры Теодор Курентзис, Кирилл Петренко, Марис Янсонс. Посмотреть на своих и себя показать ранее в Зальцбург, слывущий модным и высококультурным местом, особенно на фоне всё более скатывающихся в попсу Канн, прилетали, например, глава «Роснано» Анатолий Чубайс и теперь уже бывший президент РУСАЛа Олег Дерипаска.

Анна НетребкоАнна НетребкоBarbara Gindl/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

В этом году российский творческий десант в Зальцбурге будет не менее впечатляющим. Это снова Анна Нетребко, в компании вокалистов Алисы Колосовой и Виталия Ковалёва (они заняты в опере «Медея» Луиджи Керубини), публика услышит пианистов Григория Соколова, Евгения Кисина, Полину Осетинскую, скрипача Максима Венгерова.

Но главным художественным прорывом нынешнего фестиваля станет возвращение в Зальцбург после долгого перерыва Валерия Гергиева. Сенсационный comeback художественного руководителя Мариинского театра в качестве музыкального руководителя постановки — а это будет «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди (15 августа), — скорее всего, захотят лицезреть представители российского истеблишмента с питерскими корнями, которые до этого, по сложившейся традиции, посетят концерты маэстро на фестивале «Звёзды белых ночей», проходящем в Северной столице с 22 мая по 21 июля.

Валерий Гергиев Валерий Гергиев Kremlin Pool/Global Look Press

На Теодора Курензиса, который в этом году блеснёт в Зальцбурге в совместном проекте с американским театральным режиссёром Питером Селларсом — это будет премьера «Идоменея» Моцарта (27 июля) — сможет подъехать политическая элита из Москвы и продвинутых российских регионов.

Чтобы у остальной уважаемой публики не сложилось впечатление, что Зальцбургский фестиваль постепенно превращается в эдакий «музыкальный Давос» с русским акцентом, вступительную речь на открытии смотра произнесёт американец Питер Селларс (с ним Хинтерхойзер в 2017 году разделил успех постановки «Милосердие Тита» Моцарта, дирижировал тоже тогда Теодор Курентизис). Это будет экологический призыв, правда, с весьма расплывчатыми формулировками: «Прислушаться к океану: глобальные изменения на планете и культура — смысл и неотложность экологического сознания у будущих поколений».

Отдавая дань уже европейской общественно-политической повестке, Хинтерхойзер виртуозно и ненавязчиво соблюдает баланс интересов и в музыкальной составляющей фестиваля, и общественно-политической. В какие прибыли в итоге выльется эта искусная комбинация — узнаем осенью, когда должны объявить программу следующего юбилейного сезона проекта.