Эффект от повышения НДС в России сказался на инфляции меньше, чем ожидалось. За декабрь 2018-го и прошедшие полтора месяца 2019 года общий вклад роста ставки налога составляет 1 процентный пункт. Такая оценка содержится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), подготовленного специально для News.ru. Полностью эффект от повышения НДС исчерпает себя и будет учтён в ценах весной этого года, прогнозируют эксперты, опрошенные News.ru.

Повышение НДС с 1 января 2019 года взвинтило цены в России не так существенно, как выросла сама ставка налога. Накопленный эффект от роста налога за последние три месяца составляет 1 п.п. — плюс 0,4 п.п. в декабре, +0,5 п.п. в январе и +0,1 п.п. за истекшую часть февраля. Такие оценки представлены в исследовании АКРА «Вклад повышения НДС на инфляцию». Окончательная подстройка к новому уровню НДС в экономике должна закончиться к апрелю, а вклад повышения налога в инфляцию составит ещё 0,2 п.п. за февраль и по +0,1 п.п. за март и апрель, прогнозируют в АКРА. В итоге рост НДС подстегнёт инфляцию на 1,2−1,4 п. п.

«После этого влияние новой ставки налога на инфляцию будет заметно лишь при сравнении цен год к году, хотя ежемесячные приросты уже не будут повышенными», — отмечает автор исследования, заместитель директора группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

Эффект от роста НДС оказался не таким существенным, как ожидалось, по несколькими причинам, следует из исследования АКРА. В России на долю товаров, которые облагаются НДС не по льготной ставке, приходится примерно три четверти в корзине потребления. Именно в связи с этим полный «механический эффект» повышения ставки, то есть непосредственное влияние повышения налога на цены на товары и услуги, на 2 п.п. составит не 2 п.п. (НДС увеличился с 18% до 20%).

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кроме того, своё влияние оказывают инфляционные ожидания. По ним выраженной динамики не наблюдается с июня прошлого года, а эффект переноса валютного курса во внутренние цены, имевший место в середине 2018 года, будет заметен ещё два–три месяца, а покупки Центробанком валюты, возобновляемые по бюджетному правилу, довольно сильно растянуты по времени и вряд ли спровоцируют новый заметный скачок валютного курса рубля.

Есть и смягчающее воздействие конкуренции на рынках — она не позволяет компаниям полностью переносить рост издержек в цены.

«Принято считать, что ценовая конкуренция у нас не интенсивнее, чем в Европе, а потому эти два дополнительных фактора оказывают существенно более слабое влияние на цены в сравнении с "механическим эффектом"», — поясняет Дмитрий Куликов.

Уже сейчас средний ежемесячный прирост цен по основным группам товаров вышел на уровень января 2016 года, указывает эксперт. Тогда, три года назад, цены довольно быстро росли, но это было связано в основном с динамикой валютного курса и отчасти с продуктовыми контрсанкциями со стороны России, вспоминает Куликов.

«Наш прогноз по инфляции по итогам 2019-го — 4,6−4,7% год к году, тогда как к концу 2020-го при отсутствии сильных внешних шоков инфляция может вернуться к своему целевому уровню в 4%», — отмечает Дмитрий Куликов.

В Центробанке и правительстве должны как можно скорее обеспечить возврат инфляции к таргету, заявлял накануне, 20 февраля, президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

С учётом того, что уже в феврале недельная инфляция замедлилась до 0,1%, эффект от повышения НДС оказался даже менее 1 п.п., то есть часть розничных сетей или производителей предпочли не перекладывать весь рост налога на конечных потребителей, рассуждает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Максимальный эффект повышения НДС пришёлся на январь, и полностью он будет учтён в ценах к марту этого года, прогнозирует она.

Замедление инфляции в феврале может формировать некоторые предпосылки для того, что влияние повышения НДС на рост потребительских цен окажется более слабым, однако сейчас ещё слишком рано делать выводы такого рода, парирует главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

«Сдержанность влияния НДС на инфляцию в начале года может определяться трудоёмкостью процесса „настройки“ структуры как розничных цен, так и цен производителей к налоговым изменениям. Поэтому данный процесс может быть растянут на перспективу нескольких месяцев», — рассуждает он.

Завершение влияния роста НДС на инфляцию произойдёт лишь к концу весны, прогнозирует Покатович. Инфляция сейчас ещё достаточно далека от своих пиковых значений, которые могут быть достигнуты в перспективе апреля−мая в диапазоне 5,7−6,3%, а максимальный вклад роста НДС в инфляцию, по его оценкам, может составить порядка 1,2−1,6 п.п.