Россияне за последний год стали тратить больше денег на сайтах знакомств, несмотря на сокращение реальных доходов. Средний чек одной «покупки» на таких площадках для поиска пары увеличился на 21% и превысил в марте 2019-го 1,2 тыс. рублей. Основной рост показателя происходил за счёт активности женщин, тогда как мужчины наоборот стали экономить на интернет-общении — в среднем расходы представителей сильного пола на сайтах знакомств упали за год на 22%. Такие расчёты подготовили специально для News.ru в группе компаний Qiwi. Уменьшение объёма денег на руках вызывает глубинный страх остаться ни с чем, поэтому активизирует людей на поиски пар, рассуждают психологи.

Среднестатистический пользователь сайтов знакомств потратил за февраль–март этого года в совокупности 1204 рубля 33 копейки. За аналогичный период 2018-го сумма составлялся 997 рублей 30 копеек, оценивают в Qiwi. За год объём трат среди женщин практически не изменился, тогда как мужчины на площадках для поиска пары потратили в этом году на 22% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Как правило, такие площадки для онлайн-знакомств принимают платежи за виртуальные подарки, получение премиального статуса для аккаунта и другие дополнительные возможности на сайте.

Произошёл и небольшой рост числа платежей, отмечают в Qiwi. Чаще всего он ожидаемо происходил в предпраздничные и праздничные дни. Наиболее значительное увеличение числа платежей — примерно на 40% от обычных значений — было зафиксировано 14 февраля 2019 года. При этом количество уникальных пользователей за февраль–март выросло только на 5%, среди которых на праздники пришлось всего 2%.

Рост числа платежей главным образом связан с активностью существующих пользователей, а не с появлением новых, — рассуждает представитель группы компаний.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Ближе к концу рабочей недели люди начинают больше тратить на сайтах знакомств, добавляет он. Пик же расходов на «плюшки» для онлайн-ухаживаний приходится на пятницу, в воскресенье пользователи сильно снижают свою активность. Однако за прошедший год сместились часы максимальной активности. В 2019-м пик приходится на период с 17 до 21 часа и длится порядка четырёх часов, тогда как годом ранее пользователи предпочитали оплачивать покупки на сайтах знакомств в промежутке с 11 до 19 часов, а активное общение занимало почти восемь часов.

Рост среднего чека и времени пребывания на сайтах для знакомств происходит на фоне сокращения реальных располагаемых доходов россиян. Этот индикатор падает уже пять лет подряд. По итогам прошлого года с учётом разовой выплаты пенсионерам в 2017 году он сократился на 0,2%. С 2014 года реальные доходы просели практически на 11%, следует из материалов Росстата. С начала этого года тенденция не поменялась — в январе 2019-го объём денег на руках уменьшился на 1,3% по сравнению с январём прошлого года.

Чаще всего пользователями сайтов знакомств выступают люди с определённым складом характера и типом личности, рассуждает психоаналитический психотерапевт Татьяна Тихонова. По её мнению, большинство любителей виртуальных знакомств — это интроверты. Они избегают личного контакта и привязанностей к другим людям, но при этом пытаются удовлетворить базовую для любого человека потребность в коммуникации, общении. Для таких индивидуумов проще сохранять дистанцию, чем взаимодействовать живьём, иначе они могут не справиться с возникающей тревогой.

Кроме того, продолжает эксперт, сокращение реальных располагаемых доходов также может активизировать тревогу, даже страх отдать «последние», страх остаться без средств к существованию. В глубине психики это, по сути, может ощущаться как страх голодной смерти, аннигиляции. Если говорить о женщинах, которые за год не стали сокращать свои средние расходы на сайтах знакомств, то такие страхи у прекрасной половины россиян могут стимулировать поиск пары, чтобы не остаться одной, не погибнуть, продолжить род. То есть затрагиваются инстинктивные процессы, отмечает Тихонова.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

У мужчин может происходить наоборот, если судить по сокращению ими средних расходов на сайтах знакомств.

Для сильного пола страх смерти может стимулировать экономию, выражающуюся в глубинной мысли «не отдам свои ценности, всё сохраню». Это есть попытка сберечь собственную автономию, которая становится способом выживания, — рассуждает Татьяна Тихонова.

Более того, такая динамика расходов на сайтах знакомств со стороны мужчин и женщин может говорить о смене гендерных ролей, добавляет психоаналитический психотерапевт. Если мужчина меньше тратит на сайте знакомств, то он, вероятно, занимает выжидательную, пассивную позицию «меня найдут, отношения сами построятся». Женщина же в этих условиях наоборот занимает более активную позицию, пытается найти и, что немаловажно, удержать партнёра, подытоживает эксперт.

Я работаю в крупной компании, коллектив смешанный, средний возраст — 2530 лет. В офисе часто засиживаемся допоздна, хотя особой производственной необходимости в этом и нет, просто жизнь вне офиса практически полностью «перетекла» в смартфоны, а они всегда под рукой, — рассуждает москвичка Наталия Ф., которая активно пользуется сайтами знакомств.

Виртуальная реальность, по мнению собеседницы News.ru, — это же возможность воплотить практически любую свою мечту в реальность, стать кем захочешь. «Это затягивает», — добавляет Наталия. С другой стороны, возврат в реальную жизнь непрост, поэтому знакомства на сайтах обычно не выходят за пределы гаджета. Это становится больше похоже на болезнь, зависимость, массовую эпидемию, сетует Наталия.