Росстат решил модернизировать методику оценки бедности, включив в выборку женщин с детьми до шести лет. В таком виде исследования будут идти с 2020 года, сообщал News.ru.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева рассказала, что изменение способа может повысить общий показатель количества бедных в России до 21,3%. Однако её коллега, начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина, считает, что речь идёт о неправильной формулировке.

«Формулировка сделана некорректно. Уровень бедности в России сегодня уже считается совместно с детьми. Сама новость вызывает некие сомнения именно из-за некорректности формулировки, — cказала Гришина в эксклюзивном комментарии для News.ru. — Все семьи с детьми и дети включены в учёт населения, по которому рассчитывается показатель бедности. Я полагаю, что формулировка неверна».

Так или иначе, есть повод в очередной раз поговорить о бедности и возможных путях борьбы с ней.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Статистика — вещь упрямая

Согласно данным Росстата, доходы 12,9% граждан России оказались ниже прожиточного минимума в III квартале 2018 года. Ушедший 2018 год к тому же стал пятым годом подряд, когда шло снижение реальных доходов населения. В базовом сценарии прогноза развития экономики правительство предсказывало рост этого показателя на 3,4% в 2018 году. В 2019 году власти по-прежнему прогнозируют рост реальных доходов населения — теперь уже на 1%.

В 2018 году средний доход в номинальном выражении составил 32 635 рублей в месяц, а средняя заработная плата — 43 400 рублей в месяц. Это позволило Минтруду заговорить о снижении уровня бедности. Напомним, что в ходу у Росстата и других госструктур концепция абсолютной бедности, изначально дающая заниженные цифры. Уровень бедности россиян может «прыгнуть» вверх при переходе от используемой в России концепции абсолютной бедности к принятой в Европе концепции относительной бедности. В первом случае, в России, доходы населения соотносятся с прожиточным минимумом. Напомним, прожиточный минимум в нашей стране на душу населения составляет 10 451 рубль, для трудоспособного населения — 11 310 рублей, пенсионеров — 8615 рублей, детей — 10 302 рубля. По данным Росстата на конец 2018 года 19,6 млн россиян или 13,3% всего населения имели доходы ниже прожиточного минимума. В странах ОЭСР и ЕС в качестве порога используется располагаемый доход, составляющий 60% от национального медианного дохода.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Елена Гришина рассказала, однако, что оценка бедности уже сейчас идёт сразу по несколькими способами, и в том числе по методике расчёта относительной бедности.

«Один показатель не подменяет другой показатель. Рассматриваются все показатели в совокупности», — говорит эксперт.

В том числе РАНХиГС использует депривационный способ, о чём News.ru писал ранее. В случае его применения бедным считается человек или семья, чьё потребление товаров и услуг не соответствует принятому в обществе стандарту — домохозяйство не может себе позволить купить какие-то вещи и чувствует себя ущемлённым. Автор статьи приводил пример с Евросоюзом, где население до последнего времени опрашивалось по девяти пунктам, среди которых способность погасить задолженность, возможность поддержания дома в тепле, наличие стиральной машины, наличие цветного телевизора, возможность потреблять еду с мясом раз в два дня. РАНХиГС в 2017 году провёл опрос россиян методом депривации и выяснил: в реальности уровень бедности в стране достигает 25% (около 36 млн человек) — это почти вдвое больше официального показателя. Доля бедных семей с детьми составила 23,4%. Среди неполных детей с детьми уровень бедности равен 35%, среди многодетных — 39%, семей с ребёнком-инвалидом — 37%. Росстат, однако, придерживается одного способа — того, что даёт минимальные цифры.

«Не в методике дело»

Михаил Хазин, экономист, аналитик и политолог, считает, что называемые Росстатом цифры по уровню бедности нереальны.

«Статистических методик множество, — говорит Михаил Хазин. — Они выдают разные результаты. Меняя методику, можно очень сильно изменить картину. Поэтому главный вопрос, которым нужно задаваться, — почему решили изменить методику? Например, новую методику использует МВФ, и он дал команду применять именно её. Или ещё что-то подобное».

Эксперт не исключает и политического подтекста. Но в любом случае способ не принципиален, считает он.

«Не в методике дело. Мы все понимаем, что у нас очень много бедных и их количество непрерывно растёт, — считает Хазин. — Наше правительство думает не о бедных людях, а о соблюдении либеральных принципов Вашингтонского консенсуса. Объяснить ему, что эти принципы ведут к плохим результатам, невозможно — для них это ключевая цель. Из-за Вашингтонского консенсуса у нас уже на протяжении шести лет идёт экономический спад. А на фоне экономического спада ожидать сокращения числа бедных как минимум наивно».

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Есть у Михаила Хазина и свой рецепт борьбы с бедностью.

«Нужно сменить это правительство на другое, — считает аналитик. — Сменить руководство ЦБ. Изменить нашу экономическую политику на другую, добиться экономического роста и на его фоне вести борьбу с бедностью».

Елена Гришина не столь радикальна в своих рецептах борьбы с бедностью, но и она считает экономический рост одним из важнейших условий победы. При этом эксперт указывает на важность комплексного подхода.

«У нас наблюдалось существенное снижение уровня бедности в период экономического роста, когда росли заработные платы. Будут расти зарплаты — снизится бедность, — рассказала Гришина. — Нужен комплексный подход. Надо рассматривать и те и другие причины бедности, и работать во всех направлениях. Нельзя сказать, что только рост зарплат или одна лишь адресная помощь решит проблему».

Директор Института социального анализа и прогнозирования отметила необходимость и соцподдержки и роста трудовых доходов. Елена Гришина отметила эксперимент по формированию адресной поддержки бедным в пилотном проекте, запущенном в декабре 2018 года, в котором участвуют Нижегородская, Новгородская, Томская, Ивановская и Липецкая области, Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край.

Ранее News.ru уже сообщал намерении правительства ввести адресную помощь бедному населению страны. Но для того, чтобы уровень бедности в стране стал нулевым, необходимо 750–800 млрд рублей доходов, заявил 29 декабря 2018 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития

Новую методику планируют разработать к 2020 году. Год на подготовку. Повышение качества статистики бедных необходимо для понимания траектории социальной политики в ближайшие шесть лет. С точки зрения повышения эффективности социальных расходов и усиления адресности помощи. Методики, применяемые сегодня вызывают массу вопросов. При этом мировой опыт показывает, что большинство развитых стран уже используют или же находятся в стадии перехода на косвенные оценки. В их основе – самоощущение населения, оценки на основании постоянных и регулярных социологических опросов и замеров. .

Затруднительно сразу перейти на такие показатели, хотя они уже используются и у нас, в России, но преимущественно в экспертных оценках. И в этих случаях уровень бедности увеличивается даже за пределами 20%. Всё зависит от того, как измерять желаемый и располагаемый доход. По некоторым методикам в такого рода пересчётах уровень бедности доходит до 40%. Потому что нужно считать и уровень отклонения от медианной заработной платы по стране, и много других вещей.

То, что предлагается сейчас — разумный первый шаг к тому, чтобы дать верную оценку: сколько же бедных в стране по факту, по жизни. Учёт показателей бедности, выяснение состояния семей, и особенно одиноких матерей с детьми до 6 лет. Это важная вещь, потому что по оценке Татьяны Малевой (директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС) в зоне уязвимости с точки зрения бедности находится до 80% семей с детьми. Поэтому, конечно же, очень важно провести уточнения. Это даст возможность расширить границы помощи в рамках демографической политики. Получится удачное совмещение социальной помощи и демографической политики.

В расчетах доли бедного населения все еще немало методологических проблем, но прогресс цифровых технологий, прежде всего, использование bigdata, позволяет надеяться на более полное понимание картины. Оно еще впереди, однако сейчас надо делать то, что совершенно необходимо — поддерживать матерей с детьми до 6 лет.

Адресная помощь поможет стабилизировать ситуацию с бедностью. Уточнятся, как минимум, два параметра: кому мы помогаем и в каком объёме. Сегодня очень часто всё это размазывается по тарелке и в итоге чиновники выдают семьям пособия по 47 рублей. И это совершенно неприемлемо. Адресная помощь должна стабилизировать ситуацию, особенно в наступившем году, который будет очень непростым, а дальше всё зависит от темпов роста реальных заработных плат, которые определяются развитием экономики. Начнём ускоряться — появятся основания для устойчивого снижения уровня бедности.

Выбраны пилотные регионы, где будет проводиться индивидуальная работа с семьями, живущими за чертой бедности. Дальше Минтруд проанализирует результаты, направит свои выводы в Минфин, и соответствующие корректировки проведены уже при подготовке проекта бюджета 2020 года. Есть проблемы организационного свойства: расходы на мониторинг возложены на регионы. И здесь всё будет зависеть от того, как будет организована работа в каждом конкретном регионе. Кому ее поручать, на кого опираться, как выделять ресурсы — здесь уже есть варианты, есть над чем подумать. Мы часто сетуем, что уровень бедности не снижается, но даже организация достоверного анализа положения дел — задача не только для федерального правительства и региональных властей, но и для структур гражданского общества, волонтёрского движения, НКО, работающих в сфере социальных услуг и т.д.