Сергей Чемезов выступил с предложением создать федерального оператора по обращению с промышленными отходами III-V классов опасности и наделить этими функциями его же госкорпорацию. Об этом говорится в его письме на имя вице-премьера Алексея Гордеева, который курирует вопросы обращения с отходами.
Глава Ростеха в своём письме отметил, что порядок обращения с техногенными отходами (отходами производства) III-V классов сейчас законодательно не определён, хотя такой мусор составляет до 95% всех отходов в России.
В настоящее время, цитирует его слова РБК, законом «Об отходах производства и потребления» установлены правила по обращению с отходами I-II классов опасности в части их сбора, транспортировки, обработки и утилизации, а также участия в формировании тарифной политики и использования утилизированных компонентов отходов в хозяйственном обороте.
По мнению Чемезова, отсутствие федерального оператора по обращению с этими типами отходов ставит под угрозу исполнение в сроки мероприятий нацпроекта «Экология».
Нацпроект «Экология» был разработан во исполнение майского указа президента РФ Владимира Путина. В него входят 11 подразделов, включая федеральные проекты «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» и «Комплексная система обращения с ТКО». Всего на исполнение нацпроекта в РФ планируется потратить 4,041 трлн рублей.
К III-V классу относятся отходы от добычи полезных ископаемых, любой металлолом, дерево, строительный мусор и так далее.
Речь идёт о горных отвалах, которые представляют собой большие объёмы. И вопрос, являются ли горные отвалы отходами, обсуждается очень давно. Затем имеются в виду также отходы производства. Сейчас функции переработки таких отходов лежат на самих юрлицах. Они могут либо сами это перерабатывать, либо заказывать это у других.
Единственное, говорит эксперт, непонятно, зачем нужен в этом некий монополист (если говорится о специфической монополии). Ведь Ростех в состоянии выступать как завод заводов, который мог бы выпускать оборудование для всех видов промышленных отходов.
Для своих целей, полагает аналитик, Ростех мог бы создать какую-то дочернюю компанию и оказывать услугу по переработке в качестве крупнейшего игрока на этом рынке.
В связи с содержанием письма Чемезова Гордееву, отмечает Тукнов, отраслевому сообществу был бы интересен проект положения о федеральном операторе по обращению с промышленными отходами III-V классов опасности.
Дело в том, уточняет гендиректор Отраслевого оператора по обращению с отходами, что в России уже есть отрицательный опыт создания неких операторов ТКО (твёрдых коммунальных отходов). В результате, говорит он, возродили своего рода «крепостное право», когда жители не могут заказать услугу по вывозу отходов, кроме как у определённого регионального оператора.
Если Ростех пойдёт по такому же пути, то и в этом случае мы увидим искусственно созданную монополию, подчёркивает аналитик.
Что касается угрозы неисполнения в сроки нацпроекта «Экология», то в этом стоит сомневаться. Потому что я считаю, что этому проекту из пике уже в принципе не выйти. Достаточно посмотреть, как осваиваются средства, выделенные на него, и как при этом достигаются показатели.
В настоящее время, продолжает эксперт, вопросы по обращению с промышленными отходами III-V классов оптимально решаются и без Ростеха. Компании, например, сами могут продать макулатуру и заработать на этом. Кроме того, не совсем ясно, что будет делать Ростех с горными отвалами, которые остаются от промышленности и ей, в общем-то, «не мешают», сказал специалист.
По мнению Алексея Киселёва, в ситуации с инициативой Чемезова и Ростехом говорить нужно, скорее всего, не об экологии, а о поиске корпорацией нового источника финансов.