05 июля 2018 в 14:27

ВЭБ поделили пополам

News.ru разбирался, что стало с ВЭБом после прихода туда новой команды Шувалова

Фото: vk.com/vnesheconombank

Внешэкономбанк не собирается останавливаться на достигнутом. Казалось бы, ещё совсем немного времени прошло после известий о том, что ВЭБ планирует сократить вдвое число сотрудников — до 1 тыс. человек в 2018 году. Теперь стало известно, что в следующем году от этой цифры останется лишь половина — 500 сотрудников.

Что же случилось с ВЭБом, гордо называющим себя госкорпорацией?

О том, что Внешэкономбанк сократит в следующем году половину сотрудников от тех, что останутся после первой волны увольнения в 2018 году, рассказали РБК несколько источников. Основной мотив — кадровая оптимизация. Любопытно, на какие же целевые показатели по сотрудникам выйдет в дальнейшем Внешэкономбанк? И что станет с огромным зданием на проспекте Академика Сахарова в Москве? Ведь если действительно столько работников покинут институт развития, то штаб-квартира заметно опустеет.

Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Пресс-служба ВЭБа на запрос News.ru сообщила, что проводится комплексная внутренняя трансформация для повышения эффективности работы Внешэкономбанка.

«Сокращаются избыточные функции, непрофильное имущество, проводятся мероприятия по оптимизации штатной численности. Текущий план предусматривает сокращение численности банка в 2018 году до 1000 человек», — пояснили в пресс-службе.

Цель данной трансформации — сделать ВЭБ самым эффективным инвестиционным институтом развития. А для этого он должен стать более компактным, мобильным, ориентированным на высокие стандарты инвестиционной деятельности.

При этом в пресс-службе не подтвердили, но и не опровергли данные о планах по оптимизации штата на 2019 год.

Между тем, по данным РБК, сотрудники, которые покинут ВЭБ в этом году, смогут претендовать на пять окладов, а также на премию по итогам 2017 года, если они ещё не успели её получить. Также не исключено, что премиальные выплаты им будут осуществляться и за первое полугодие 2018-го.

В ВЭБе не раз говорили, что меняют подход к ведению бизнеса, меняется сама структура института развития, сокращаются функции, которые в настоящее время избыточны для госструктуры.

Новая метла

Бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, не вошедший в новый состав кабинета министров Дмитрия Медведева, в мае был переведён в ВЭБ на должность председателя государственной корпорации. Он сменил на посту известного управленца и выходца из Сбербанка Сергея Горькова, возглавившего ВЭБ в 2016 году, когда, по мнению экспертов, для Внешэкономбанка сложилась кризисная ситуация. К середине 2015 года размер проблем ВЭБа оценивался в 1,5 трлн рублей. Основными причинами стали убытки по выданным кредитам ряду российских и украинских инвесторов под покупку промышленных активов на Украине, главным образом в Донбассе, на сумму 561 млрд рублей и кредитам на подготовку Олимпийских игр — 2014 в Сочи на 240 млрд.

Сразу после своего прихода Горьков создал команду из 50 человек, которая должна была реформировать ВЭБ. Также был подготовлен проект новой стратегии развития до 2021 года. Так, предполагалось избавиться от большинства дочерних структур в РФ и от всех зарубежных дочерних банков. Внешэкономбанк планировал сосредоточиться на инвестициях в инфраструктуру, промышленные проекты и поддерживать экспортные проекты российских компаний.

Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов Фото: kremlin.ru

Однако теперь ВЭБ — это Шувалов. Вместе с ним в новую команду вошёл бывший глава банка «Российский капитал» Михаил Кузовлёв, заняв должность первого зампреда госкорпорации. Также к нему присоединились выходцы из аппарата правительства Юрий Газарян, Марина Романова и Константин Чагай, став зампредами. Как отмечает РБК, не исключено, что новым зампредом может стать и пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. Кроме того, есть вероятность, что «ВЭБ Капитал» возглавит глава департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергей Пирогов.

Но именно с приходом Шувалова связано вполне себе реальное сокращение штата. ВЭБ в 2017 году на выплаты сотрудникам направил 7,1 млрд рублей, также дополнительно 500 млн рублей ушли на соцвыплаты. При этом расходы на вознаграждение членам правления вместе с премиями равнялись 757 млн рублей.

Примечательно, что именно ВЭБ был выбран ключевым инструментом для реализации новых майских указов Владимира Путина. Таким образом, перед госкорпорацией стоит нелёгкая задача. ВЭБ, увеличивающий свои убытки ежегодно, теперь ещё будет локомотивом российской экономики, которая, как нам обещали, войдёт в топ-5 мировых в скором времени.

Между тем Внешэкономбанк готовится просить о новой порции денег, необходимых для реализации поставленных задач. Как сообщает Bloomberg, в течение пяти лет госкорпорация может рассчитывать на 1 трлн рублей. Эти средства покроют расходы по субсидированию процентной ставки на реализацию инфраструктурных проектов.

Также, по информации агентства, ВЭБ планирует, что кабмин установит график погашения задолженности и закрепит это документарно.

ВЭБ сейчас

По мнению Шувалова, Внешэкономбанк сейчас находится в неплохом состоянии. Госкорпорация должна приобрести настоящий «смысл развития» и вписаться в повестку, которая была объявлена майским указом.

Шувалов отметил, что команда под руководством Горькова решала самые сложные проблемы, которые были накоплены за предыдущие годы. Однако ещё немало проблем осталось решить нынешним управленцам ВЭБа.

Убыток ВЭБа в 2017 году превысил 287 млрд рублей, что более чем в 2,5 раза выше, чем по итогам 2016 года (111,9 млрд). При этом субсидии государства в 2017 году были сокращены до рекордно низкой суммы в 19 млрд рублей, тогда как в 2016 году Внешэкономбанк получил от правительства 212 млрд.

Путин на встрече с Шуваловым 24 мая, когда предложил ему возглавить ВЭБ, сообщил, что для того, чтобы институт развития стал именно таким, его нужно поддерживать и докапитализировать. Со своей стороны Шувалов поблагодарил президента за доверие и пообещал, что он и его команда не подведут. А учитывая былые заслуги и политико-экономический вес Шувалова, сейчас появилась надежда на светлую полосу в жизни ВЭБа. Что же, посмотрим, как всё будет развиваться.

Павел Щипанов, руководитель группы анализа и исследований ICBF:

Имея представление о том, как функционируют многие государственные компании, становится понятно, почему новое руководство ВЭБа пошло по стопам Московской Биржи и Сбербанка: помимо очистки баланса от проблемных активов, необходимо провести реформу организационной структуры и сократить расходы на неэффективно работающий персонал. В 2017 году организация получила убыток в 287,7 млрд рублей, а если менеджмент хочет превратить ВЭБ в ключевой инструмент реализации майского указа и платформу для институтов развития, то текущие действия вполне разумны.

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:

Понятно, что с приходом Шувалова ВЭБ поменяет свою функцию. Он станет основным банком для различных проектов развития. Насколько сейчас известно, новая структура должна обеспечить финансирование и координацию Российского экспортного центра, агентства «Дом.РФ», Корпорации МСП, Фонда развития моногородов, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Российской венчурной компании (РВК). Новые задачи требуют и изменения структуры банка, существенного сокращения издержек, тем более в прошлом году ВЭБ показал убыток в 287 млрд рублей. Многое будет зависеть от того, удастся ли Шувалову привлечь дополнительные ресурсы и, главное, дешёвые ресурсы в виде докапитализации. Важно, как в дальнейшем будет построена работа с Центробанком и Минфином. Учитывая вес и влияние Шувалова, можно предположить, что планы его реализуются.

Александр Егоров, валютный стратег TeleTrade:

Внешэкономбанк — специфическое кредитное учреждение. Как национальный банк развития ВЭБ способствует долгосрочному экономическому развитию России, в первую очередь за счёт поддержки промышленности высоких переделов и проектов в высокотехнологичной сфере, экспорта и развития инфраструктуры, обеспечивающей рост экономики страны. В рамках меморандума о финансовой политике, подготовленного после прихода в ВЭБ Шувалова и Кузовлёва, подчёркивается, что сохраняется положение о том, что прибыль не является целью Внешэкономбанка. Одним из важнейших принципов вхождения ВЭБа в различные проекты является безубыточность, однако могут быть и исключения. Такие исключения могут быть сделаны для отдельных проектов в рамках реализации президентского майского указа. По таким проектам должно получаться специальное решение наблюдательного совета. Стратегия развития банка на 2016–2021 годы подразумевает три этапа: антикризисное управление (2016), трансформация (2017–2018) и развёртывание (2019–2021). В рамках этапа «трансформация» производятся в том числе и кадровые изменения. Кроме того, ВЭБу понадобятся докапитализация и иные меры для сохранения здорового баланса и достижения декларативных целей, в том числе и по майским указам.

Мария Сальникова, ведущий аналитик «Эксперт плюс»:

Фото: MARIASALNIKOVA.COM

Если план по сокращению штата будет реализован, то можно рассчитывать, что у ВЭБа есть шансы на сильные позиции инвестиционной организации с высоким авторитетом на рынке, где все задачи будут решаться максимально эффективно. То есть тут, скорее всего, можно ждать улучшения автоматизации процессов, электронного документооборота, прозрачность и простоту предлагаемых услуг без широкой развилки. Ещё в конце 2016 года менеджментом ВЭБа была презентована новая стратегия развития банка до 2021 года. Для улучшения баланса планировали избавиться от большинства дочерних структур в России и от зарубежных дочерних банков и сосредоточиться на инвестициях в инфраструктуру, промышленные проекты высоких переделов, а также в поддержку экспортных проектов российских компаний. Уже сейчас для решения поставленных задач объёма персонала меньше на 50% должно хватать. Кроме того, сокращение рабочего штата — это шаг к повышению эффективности работы ВЭБа. Западная модель, при которой каждый будет стараться быть максимально полезным на занимаемой позиции. ВЭБу, для того чтобы пойти на траекторию роста в условиях санкционного давления, нужно пройти через потери. То есть максимально сократить штат, пересмотреть и усовершенствовать бизнес-процессы, сократить избыточные функции. Смену руководства уже сейчас можно назвать мощным шагом для будущего ВЭБа, и это позволит Внешэкономбанку стать опорным институтом развития с сильной инвестиционной экспертизой и реализует майский указ президента.

Михаил Измайлов
Михаил Измайлов