Доля кредитов с признаками мошенничества достигла в первом полугодии 2018-го 4,2% от всех выданных займов. По сравнению с показателем, который был годом ранее, рост составил 1,2 процентного пункта, рассказали News.ru в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Речь может идти о сотнях тысяч ссуд на миллионы рублей, ведь только в одном НБКИ хранятся кредитные истории 89 млн российских граждан.
Кредит с признаками мошенничества, по методике НБКИ и в международной практике, — заём, который человек отказывается обслуживать уже в первый месяц. Это косвенно говорит о том, что кредит был взят в мошеннических целях, поясняют в бюро.
Рост доли кредитов с признаками мошенничества на 1,2 п.п. за шесть месяцев можно считать небольшим в сравнении с тем, как быстро увеличивалось кредитование граждан в целом. За первое полугодие прирост составил 9,2%, следует из материалов Центробанка. А объем кредитного портфеля банков за это время достиг 13,3 трлн рублей.
Свой чужой кредит
Тем не менее такая динамика роста подозрительных кредитов вызывает беспокойство. Особенно на фоне того, что в последнее время участились обращения граждан, по паспортам которых неустановленные лица получили кредит, рассуждает специалист практики имущественных и обязательственных отношений «НЮС Амулекс» Андрей Аксенкин. Причем жалоб больше на кредиты, оформленные онлайн.
В такой ситуации нужно как можно скорее обратиться в правоохранительные органы с сообщением о преступлении, а также в суд с иском о признании договора займа недействительным, рекомендует Аксенкин. Следует обратиться и в разные бюро кредитных историй, чтобы скорректировать свое кредитное досье.
Из всех случаев, когда человек обращается в БКИ и оспаривает корректность данных в своей кредитной истории, в 20% россияне оспаривают сам факт оформления кредитного договора, рассказывает генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. Это практически всегда означает мошенничество со стороны третьих лиц. То есть как минимум в одном из пяти случаев заемщик выясняет, что на нем «висит» кредит, который человек на самом деле не брал.
Переписать историю
Но больше граждане (в 50% случаев) корректируют нынешнее состояние кредита, а именно оспаривают информацию об активности договора, передаче кредита коллекторам, статус банкрота или признание долга безнадежным и прочее, продолжает Олег Лагуткин. То есть чаще всего кредит может быть закрыт, но информации об этом нет в бюро кредитных историй.
В 10% случаев граждане оспаривают длительность просроченной задолженности, как по действующим, так и по закрытым договорам. Обычно это вина банков — они указали неверную длительность просрочки в кредитной истории.
Оставшиеся 20% заёмщиков, которые хотят скорректировать свое кредитное досье, просят поменять титульную и информационную части. Таких желающих поровну (по 10%). В титульной части указаны фамилия, имя, отчество; данные паспорта; ИНН и СНИЛС. А в информационной — сумма кредита, в котором заемщику отказано; основания отказа и дата.
Например, в НБКИ ежемесячно с оспариванием записей в своих кредитных историях обращается в среднем полтысячи человек, рассказывает представитель бюро.
Работа над ошибками
На корректировку кредитной истории может уйти до полутора месяцев. Сначала заёмщику нужно просто написать заявление в БКИ и ждать результатов проверки. После этого бюро направляет запрос в банк, допустивший, по мнению заявителя, ошибку. У банка есть 14 дней, чтобы рассмотреть заявку и принять решение по ней. Далее он вносит необходимые изменения, если ошибка подтверждается, либо он указывает на достоверность переданных ранее данных.
Бывает и так, что сами банки обнаруживают договоры, которые признают мошенническими, добавляет представитель «Эквифакса». Причем такие случаи довольно распространены. В такой ситуации банк без участия самого заемщика передает в БКИ файл на удаление, и некорректная информация стирается.