Государство в очередной раз попытается смягчить уголовную ответственность за экономические преступления. Соответствующие поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ до конца декабря рассмотрит Госдума. Речь идёт о правонарушениях небольшой тяжести: злоупотребление доверием, присвоение, растрата, плагиат, кредитное и страховое мошенничество. Нарушитель избежит наказания, если погасит задолженность или возместит ущерб, причинённый гражданину, организации или государству — вот главное.

Интерес высшего руководства

Подготовить до 1 декабря предложения по декриминализации отдельных деяний, совершенных бизнесменами, поручил недавно президент Владимир Путин. Эти деяния могут быть переведены в категорию административных правонарушений. Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что сегодня почти каждое второе, доведённое до суда дело, относится к категории экономических преступлений. По её словам, «за решётку по этим статьям часто попадают слишком молодые люди».

Таким образом, инициатива, связанная с гуманизацией уголовного законодательства в экономической сфере, исходит от высших руководителей страны. Нынешний законопроект, предусматривает освобождение от ответственности в том случае, если, во-первых, человек совершил преступление впервые, во-вторых, если он в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объёме погасил образовавшуюся просроченную задолженность и уплатил проценты.

Фото: Anton Belitsky/Russian Look/Global Look Press

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Некоторые ужесточения

В то же время, документ предлагает расширить перечень тех правонарушений, которые затрагивают интересы только потерпевших, не причиняя ущерба интересам третьих лиц и государству: незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), злоупотребление полномочиями.

Важным шагом может стать давно ожидаемый бизнесом запрет на необоснованную выемку электронной информации с серверов компаний правоохранительными органами. Зачастую в результате такой выемки юридические лица или индивидуальные предприниматели оказываются вынуждены полностью прекратить свою деятельность. Теперь на изъятие данных с электронных носителей потребуется решение суда.

«Разрушение бизнеса»

В 2017 году число осуждённых в России за экономические преступления увеличилось по сравнению с показателем 2016 года на 18,9% и составило 6364 человека. Это наибольший рост среди всех категорий правонарушений. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, само возбуждение уголовного дела — это «сразу же разрушение бизнеса, а для граждан и страны — потеря рабочих мест».

«При этом, 80% уголовных дел не доходят до суда, и даже когда предприниматель докажет, что ничего не нарушал — никто не вернет ему разрушенный бизнес, не восстановит потерянные рабочие места. Наша задача — не допустить возбуждения необоснованных уголовных дел», — заявил Титов в феврале 2018 года.

Избрание меры пресечения в отношении гендира ООО «Национальные телематические системы» Алексея НащекинаФото: Сергей Киселев/АГН «Москва»Избрание меры пресечения в отношении гендира ООО «Национальные телематические системы» Алексея Нащекина

Системного подхода нет

Идея не наказывать бизнесменов слишком строго имеет давнюю историю. Но поскольку системная реформа уголовного законодательства в России всё ещё не проведена, многие идеи остаются нереализованными. До сих пор нет системного подхода к основным вопросам: о балансе прав правонарушителей и потерпевших, об определении общественной опасности тех или иных деяний, о соразмерности наказания. Конечно, ситуация может измениться, кое-что для этого делается. Например, в проекте концепции, подготовленной Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, предусмотрен отказ от лишения свободы за экономические преступления.

«Понятно, что законы должны соблюдаться. Но у нас в России, бывает, специально создаются условия, когда бизнесмен вынужден нарушить законодательство под давлением правоохранительных органов. А потом его за эту ситуацию и карают», — заметил в беседе с News.ru научный руководитель Высшей школы экономики, глава фонда «Либеральная миссия» Евгений Ясин, добавив, что нынешние поправки в УК в целом направлены на расширение прав предпринимателей, на либерализацию делового климата в стране.

Оптимальный вариант

Адвокат Валерий Шухардин пояснил News.ru, что оптимальным вариантом было бы наказание в виде штрафа. То есть, если помимо возмещения ущерба бизнесменам грозил бы значительный штраф в пользу государства — это удерживало бы их от нарушений. При этом штраф должен быть соразмерным — то есть, не три или пять тысяч рублей, а действительно существенная сумма.

Эксперт ассоциации «Открытый бизнес» Андрей Жуков назвал данную инициативу профанацией. По его словам, правоохранители, как правило, не заводят дела по тем статьям, которые планируется «либерализовать». Чаще всего, чтобы «кошмарить» предпринимателей, возбуждаются дела по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Она под либерализацию не подпадает.

Ко всему прочему, отмечают опрошенные News.ru аналитики, одной из главных проблем России остаётся хроническое несоблюдение законов. Поэтому смягчение законодательства не означает, что бизнесменам автоматически станет легче работать. Тем более, что не все нововведения носят послабляющий характер, есть и некоторые ужесточения.