Ребенок не хочет идти в школу в 1-й класс: что делать, советы психолога

Общество 20 августа, 2025 / 08:00

В этом году в российские школы пойдут около 1,5 млн первоклассников, рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Не все дети радуются новому этапу. Некоторых родителей ждут истерики и непослушание, и это нормально, говорят опрошенные NEWS.ru детские психологи. Разбираемся, что делать, если ребенок не хочет в школу.

Когда начать подготовку ребенка к 1-му классу

Психологическая готовность ребенка к школе формируется задолго до 1 сентября, рассказала в беседе с NEWS.ru детский психолог Дарья Дугенцова. По ее словам, исследования показывают, что к шести-семи годам у детей появляется произвольное внимание, способность следовать правилам и учебная мотивация.

Она отметила, что процесс подготовки ребенка к школе нужно начинать за 8–12 месяцев до старта учебы. Согласно исследованиям, порядка 30% детей 6–7 лет испытывают трудности адаптации.

«Это норма. И при недостаточной подготовке эта трудность, к сожалению, увеличивается. Поэтому важно заранее развивать навыки общения, усидчивость, саморегуляцию, интерес к познанию, а не просто привести ребенка в школу и сказать: на, держи, занимайся», — подчеркнула Дугенцова.

Детский психолог Юлия Славиковна в беседе с NEWS.ru добавила, что до школы необходимо обучить ребенка навыкам самостоятельности. Он должен сам одеваться, убирать вещи, собирать рюкзак, отметила специалист.

«Понятно, что это рюкзак сначала не с школьными вещами, собирать свои салфетки, водичку, игрушку. И еще очень важно постепенно вводить мягкие учебные элементы. Например, сидеть за столом. Занятие не на ковре, не на диване, а именно за столом. У ребенка должно быть рабочее место, его стол, стул, где он может выполнять простые задания. От 15 до 20 минут — этого будет достаточно», — уточнила она.

Что можно сделать в летние каникулы, чтобы ребенок захотел в школу

Опрошенные NEWS.ru эксперты советуют объяснить ребенку, что такое школа, что в ней происходит, посетить класс, познакомиться с учителем, поиграть на школьной площадке, купить красивые школьные принадлежности, при этом оставив ребенку право выбора. Они отмечают, что рассказывать о школе нужно позитивно.

«Важно включить ребенка в процесс подготовки к школе, в том числе выбора вещей. Но еще важный момент — не перегрузить, потому что у ребенка все равно должно оставаться время на игры, на прогулки, и чрезмерная подготовка тоже может негативно сыграть», — предупреждает Юлия Славиковна.

Дарья Дугенцова добавляет, что ребенок может бояться нового коллектива и разлуки с родителями. Она советует, рассказывая о школе, акцентировать внимание на новых друзьях, интересных занятиях, а не только «взрослых» обязанностях ученика. Психолог также рекомендует поиграть с будущим первоклассником в школу.

«Лучше всего воспринимается у детей в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра. И поэтому можно взять сказкотерапевтические сюжеты, где герои идут в школу и справляются со страхами, трудностями. И это помогает ребенку прожить ситуацию. То есть с помощью этого ребенок психологически сам себя подготовит, когда будет в подобную вещь играть», — говорит специалист.

Что делать, если ребенок не хочет идти в 1-й класс

Если первые дни обучения не задались и ребенок испытывает трудности — это нормально, успокаивает Дугенцова. По ее словам, период адаптации длится примерно два месяца. По данным исследований, от четверти до трети первоклассников в первые месяцы учебы демонстрируют повышенную тревожность и снижение учебной мотивации, отметила специалист.

«Не бывает такого, что ребенок пошел в первый класс, и прямо с самого первого дня и до конца первого класса он будет ходить в школу радостно. Каждый родитель сталкивается с этими трудностями, когда ребенок не хочет, не готов, нет желания. Это абсолютная норма. Родителям важно в такие моменты сохранять поддержку и спокойствие. Вдох-выдох, „квадратное“ дыхание, не ругаем за ошибки, хвалим за усилия, а не только за результат, это самое важное», — сказала она.

Детский психолог Кира Макарова в беседе с NEWS.ru посоветовала максимально окружить ребенка заботой в период адаптации. Она рекомендовала тем, у кого есть возможность, взять на сентябрь отпуск, чтобы быть рядом с первоклассником. Эксперт добавила, что в это время очень важно не критиковать ребенка.

«Мы, родители, немножко всегда бываем алчные: „А что ты сделал, а правильно ли ты написал, а чисто ли все в тетради?“. Вот это все нужно просто убрать из разговоров. Все, что ребенок приносит из школы, нужно оценивать положительно, эмоционально. Мы в тебя верим, мы тебя любим, все получится, все будет хорошо. Поддержка максимальна», — указала специалист.

Дарья Дугенцова добавила, что важно проговаривать с ребенком чувства. По ее словам, по приходе из школы нужно спокойно спрашивать первоклассника, как он себя чувствует, какое у него состояние.

«И желательно после того, как вы вышли из школы, пойти на детскую площадку, чтобы ребенок эти эмоции выплеснул: покричал, побегал, порезвился, ему будет легче», — посоветовала собеседница.

Юлия Славиковна рекомендует работать со страхом ошибок у ребенка. По ее словам, если этот страх очень сильный, важно легализовать ошибки дома, показать, что в целом ошибаться — это нормально, и все ошибаются.

«Папа ошибается, мама ошибается, твоя сестра тоже ошибается. И ошибки помогают нам дальше с этим что-то делать, как-то их решать, находить новые решения. Важно быть в контакте с учителем, потому что учитель — это человек, который постоянно находится с вашим ребенком в школе. Обсудить ситуацию, попросить временно не давить ребенка. И важно быть с учителем не врагами, важно быть хорошими друзьями», — сказала специалист.

По ее словам, в период адаптации могут возникать конфликты с учителем и одноклассниками, ребенок может уставать сильнее, чем обычно. Психолог советует выяснить причину проблемы, понаблюдать за ребенком, аккуратно расспросить его, поговорить с учителем.

Как организовать учебу и досуг первоклассника

Дугенцова рассказала, что главной причиной школьной дезадаптации и неуспеваемости является недосып. По ее словам, первоклассник должен спать не менее 10 часов, такой режим лучше установить заранее.

Кира Макарова добавила, что день должен быть выстроен так, чтобы у первоклассника было как можно больше времени на отдых и игру. Она посоветовала не записывать ребенка в кружки хотя бы на первое время обучения.

«Пускай он играет, игра — это важное времяпровождение, это не безделье, как многие считают. У него должна быть обязательно своя игровая зона. Гаджеты ограничивать, но без скандалов. Гаджеты стали камнем преткновения и уже испортили отношения в куче семей, поэтому где-то можно в них и поиграть. Прогулки, кинотеатры — чтобы ребенок немножко отвлекался и втягивался постепенно в эту стрессовую, новую для него ситуацию», — отметила психолог.

Все же не всегда родителям удается справиться с проблемой адаптации первоклассника самостоятельно, рассказали опрошенные NEWS.ru эксперты. Они советуют обращаться к специалистам, если после 2–4 месяцев обучения сохраняются соматические проявления, нарушение питания, тревожность и истерики.

«Каждое утро ребенок рыдает, жалуется, что болит голова, живот. Появились страхи, появились нарушения сна, есть агрессия, есть полный отказ идти в школу — скорее всего, здесь нужно обратиться к психологу. Важно не давить, не ругать за нежелание учиться, а очень важно искать причину и помогать ребенку адаптироваться», — советует Славиковна.

Читайте также:

Кому положены выплаты к 1 сентября, как получить: рассказываем подробно

Готовимся к 1 сентября 2025 года: сколько стоит собрать ребенка в школу

Лучший подарок к 1 сентября: домашние задания в школах могут отменить

Идеальный письменный стол для ребенка — что учесть при выборе

Удобная и патриотичная: какой должна быть школьная форма по новому ГОСТу