Вопрос о закрытии для ВМФ России доступа к проливам Босфор и Дарданеллы стал темой внутригосударственных дискуссий в Турции после того, как Киев ещё неделю назад адресовал Анкаре свой запрос о принятии соответствующих мер в ответ на специальную операцию Москвы. Президент Реджеп Тайип Эрдоган после заседания правительства внёс ясность в позицию своей страны, заявив, что намерен воспользоваться положениями Конвенции Монтрё, регулирующей доступ иностранных военных кораблей к Чёрному морю. Действия России на Украине он назвал неприемлемыми.
Дискуссии вокруг проливов было посвящено министерское заседание в президентском дворце в Анкаре. По его итогам глава турецкого государства заявил, что его страна «полна решимости использовать полномочия», данные ей Конвенцией Монтрё, чтобы «предотвратить эскалацию кризиса» на Украине.
Мы продолжали и продолжаем наши многогранные дипломатические инициативы для обеспечения мира и стабильности. Мы считаем неприемлемым нападение России на Украину и ценим борьбу украинской администрации и народа, — отметил Эрдоган.
Увертюрой к таким ремаркам стало прозвучавшее накануне заявление Чавушоглу о том, что Турция будет прозрачно выполнять положения Конвенции Монтрё, которая регулирует проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы в мирное и военное время.
Сейчас это не пара авиаударов, ситуация на Украине официально является войной, — заявил глава дипломатического ведомства, комментируя текущие события.
До этого момента турецкий официоз воздерживался от того, чтобы квалифицировать происходящее на Украине как войну. Звучали заявления о том, что действия РФ нарушают «политическое единство и целостность» Украины и являются «неприемлемыми».
Чавушоглу, впрочем, напомнил, что даже в условиях блокировки проливов по военному времени черноморские государства имеют право вернуть свои военные корабли в места базирования. Соответствующие заявления шеф турецкой дипломатии делает не первый раз на фоне кризиса.

Высказывания Чавушоглу были моментально интерпретированы как готовность принять жёсткие меры против ВМФ РФ. Тем более что ранее украинская дипломатия официально обращалась к ближневосточному государству с подобными просьбами, испытывая желание, чтобы Россия не имела возможности наращивать группировку своих кораблей в связи с интенсификацией боевых действий. Посол Украины Василий Боднар отмечал, что его страна предложила Анкаре «ряд инициатив, начиная от методов консультаций между сторонами, вплоть до создания общего механизма реагирования на угрозы безопасности в регионе».
Конвенция Монтрё действительно даёт Турции шанс перекрыть проливы для кораблей государств, находящихся в состоянии вооружённого конфликта. Но в том случае, если Анкара увидит в их движении угрозу.
Как заявил NEWS.ru доцент Центра гуманитарных и социальных наук Ибн Халдона при Катарском университете Али Бакир, власти республики пытаются поддерживать хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной. Он напомнил, что Анкара с самого начала ясно дала понять, что готова выступить дипломатическим посредником между двумя игроками, чтобы положить конец кризису мирным путём. Боевые действия на Украине, по словам эксперта, поставили турецкое руководство «в критическое положение по отношению к Киеву и странам НАТО».
Но тем не менее Турция в этом отношении придерживается международного права. Она отвергла декларацию о независимости двух сепаратистских областей к востоку от Украины. По мере обострения кризиса она сохраняет свой запрос на помощь посредничеством, однако имеет обязательства по международному праву, членству в НАТО и отношениям с Украиной.
Как обратил внимание собеседник NEWS.ru, использование формулировки «война» для описания событий на Украине является техническим термином, который даёт возможность прозрачно реализовать Конвенцию Монтрё по отношению к текущей ситуации.

На мой взгляд, это не радикальное изменение, потому что радикальное изменение потребует от Турции объявить, что ей неминуемо угрожает война или что она активно принимает в ней участие, — пояснил Бакир.
После крымских событий, напоминает аналитик, Анкара крайне обеспокоена изменением баланса сил в Черноморском регионе. Нынешняя фаза конфликта только подогрела эти опасения. Продолжение боевых действий будет усиливать тревогу Турции, подытожил эксперт.
Отметим, что главная интрига теперь, вероятно, будет заключаться в том, как отреагирует на оценки и действия турецкой стороны российское руководство, которое крайне болезненно воспринимает любое внешнее вмешательство в кризис.