Президент Пятой республики Эммануэль Макрон не пожелал превращения торжественной церемонии, посвящённой исторически важному для Франции событию, в площадку для переговоров Путина и Трампа. За это решение в России его сравнили с «королём-солнцем» Людовиком XIV — видимо, из-за самолюбия французского президента. Париж претендует на роль полноценного субъекта мировой политики, и стране невыгодно предоставлять площадку для диалога, который, скорее всего, ни к чему не приведёт, но затмит в медийном пространстве само торжество.
6 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал возможность полноформатной встречи Путина и Трампа во французской столице.
«В Париже действительно будет много глав государств и правительств и очень насыщенная повестка. Пока сошлись, что там затруднительно будет сделать полноценную встречу. "На ногах" пересекутся и договорятся, когда встретиться, чтобы обстоятельно поговорить», — пояснил Песков.
Ранее информированный европейский дипломатический источник сообщил изданию «Коммерсант», что переговоры между американским и российским президентами в Париже сорвались по инициативе Эммануэля Макрона.
«Пока все задаются вопросом, с чем связано изменение формата встречи Путина и Трампа в Париже, которую анонсировали после визита Джона Болтона в Россию, и придумывают ответы в стиле высокой политики, все оказалось банально: Эммануэль Макрон попросил Москву и Вашингтон не проводить полноформатные переговоры в Париже, чтобы они не „затмили“ подготовленные Елисейским дворцом мероприятия и встречи. Буквально так это и было сформулировано. Казалось бы, в 2018 году сложно представить, что стиль „Король-солнце“ еще жив», — рассказал источник.
Дональд Трамп подтвердил, что встречи с Путиным в Париже, вероятно, не будет. «Мы встретимся "на полях" саммита G20 в Аргентине, и, видимо, затем у нас ещё будет достаточно встреч», — добавил американский президент.
23 октября во время визита в Россию помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона российский президент предложил продолжить прямой диалог «"на полях" международных мероприятий, которые состоятся, например, в Париже». На что Болтон заметил, что Дональду Трампу было бы приятно поговорить с российским коллегой. Путин имел в виду запланированные на 11 ноября торжества по случаю 100-летия окончания Первой мировой войны во французской столице.
Для России и США ничего драматического не произошло, отмечает News.ru вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: «В Москве и Вашингтоне, полагаю, не питают каких-то особых надежд на достижение конструктивной договорённости по любому из ключевых вопросов двусторонних отношений. А просто обменяться мнениями можно и в рамках „Большой двадцатки“». Что касается Эммануэля Макрона, то, по мнению политолога, хотя французский президент не лишён политических амбиций, уподобление его «королю-солнцу» является чрезмерным: «Макрон руководствуется чисто практическими соображениями. Одна из главных особенностей его внешней политики — стремление продемонстрировать, что Франция играет одну из ключевых ролей в мировых процессах, не только в ЕС, но и за его пределами». Макрону, полагает Макаркин, были бы выгодны полномасштабные переговоры Путина и Трампа на Елисейских Полях лишь в том случае, если на них были достигнуты какие-то ощутимые результаты. Это добавило бы политического веса французскому президенту, как удачливому парламентёру, предоставившему площадку для судьбоносных международных переговоров. Но, по мнению эксперта, проблема в том, что достижение конструктивной договорённости по любому из ключевых вопросов между Россией и США сейчас маловероятно.
«Двусторонние отношения между Москвой и Вашингтоном сейчас зашли в тупик. Стоит вопрос о второй волне санкций против России по "делу Скрипалей", Дональд Трамп анонсировал выход США из договора РСМД, в переговорах по Сирии и Украине дело не может сдвинуться с мёртвой точки», — объясняет Макаркин.
Эксперт также указывает, что для Франции Первая мировая война имеет куда большее значение, чем Вторая: страна понесла там большее количество жертв и при этом сыграла решающую роль в победе над кайзеровской Германией и её союзниками. «Поставьте себя на место Эммануэля Макрона: он организует масштабное торжество, и ему не нужно, чтобы основное внимание мировых СМИ было уделено встрече Путина и Трампа, которая фактически ни к чему не приведёт. Он не сможет выступить в роли миротворца, но испортит торжественность церемонии, посвящённой исторически важному для Франции событию. Поэтому Макрон и не согласился на переговоры в Париже», — заключает Макаркин.