Ближайшая сессия иракского парламента грозит нанести удар по американо-иракскому соглашению в сфере безопасности. Парламентарии требуют разрыва двусторонних договорённостей с Соединёнными Штатами, чтобы положить конец присутствию иностранных войск в своей стране. Импульсом стали заявления президента США Дональда Трампа — глава Белого дома выразил желание следить за Ираном с иракской территории.

Президент Ирака Бархам Салех выступил 4 февраля с заявлением, если верить которому, американское руководство не обсуждало с центральным правительством планы относительно сохранения своего военного присутствия на территории их страны.

«Президент Трамп не запрашивал разрешения у Ирака на сохранение военного присутствия США для наблюдения за Ираном. Правительство ожидает разъяснений со стороны Вашингтона по поводу численности и целей американских сил», — сказал лидер ближневосточной страны.

Он особо обратил внимание на то, что контингент США находится в стране в соответствии с рамочным двусторонним соглашением. Ранее американский лидер недвусмысленно дал понять, что если он и готов на сокращение военного присутствия, то только в Сирии, а иракский гарнизон необходим Соединённым Штатам для контроля над ситуацией в регионе и для проведения трансграничных операций в той же Сирии против террористических формирований. Символическим стал его необъявленный визит 26 декабря 2018 года в Ирак, где глава государства встретился с военнослужащими из Америки, в результате которого попытался прояснить судьбу контингента на территории Ирака.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: SMG/Global Look Press

Тем не менее слова о слежке за Ираном вызвали бурю в иракском парламенте. Совет представителей в течение ближайшей сессии теперь намерен заняться разработкой законопроекта, который бы привёл к разрыву соглашения по безопасности с США и инициировал вывод иностранных войск. Об этом сообщил вице-спикер законодательного органа Хасан аль-Кааби. По его оценкам, президент США выходит за рамки Конституции Ирака, как и в случае с необъявленным визитом на военную базу Айн аль-Асад. Спикер указывает на то, что Багдаду нужно срочно принять меры для прекращения присутствия США, чтобы Ирак не превратился в плацдарм для слежки за другим государством. Впрочем, выгнать с иракской территории Совет представителей, похоже, хочет всех иностранных инструкторов. Другое дело — насколько в таких действиях иракские политики самостоятельно пекутся о суверенитете страны, а не озвучивают тезисы, ориентируясь на Иран и деньги от контрабанды в соседнее государство.

Член комитета по обороне в Совете представителей Али аль-Ганами открыто заявил, что у Трампа нет полномочий в одностороннем порядке определять срок американского военного присутствия на иракской территории, тем более — для слежки за третьим государством. В задачу американских советников, по словам аль-Ганами, входит только обучение и консультация иракских военнослужащих. Ещё один представитель комитета по обороне Наиф аш-Шамари посоветовал американскому лидеру не забывать, что он ведёт дела с суверенным государством. Багдад всегда заявлял, что не будет становиться участником конфликтов на Ближнем Востоке, отметил парламентарий, пообещав, что иракский законодательный орган в скором времени проведёт «красные линии» для администрации Трампа. Вероятно, законодательной инициативы действительно стоит ожидать.

Не исключено, что импульс для подобных обсуждений дал сам Иран, который продолжает оказывать влияние на внутреннюю политику в Ираке. О том, что иракское руководство может вынудить контингент США покинуть территорию, ранее заявлял один из лидеров шиитского народного ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Каис Хазали. Тогда он выразил убеждение, что более половины членов парламента отвергают дальнейшее присутствие американских военных и считают это делом принципа. Если Соединённые Штаты хотят силой навязать своё военное присутствие в обход иракских конституции и парламента, то Ирак может ответить той же монетой и заставить их уйти, сказал Хазали. Лидер шиитского ополчения объяснил такую необходимость успешным завершением борьбы с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) на территории Ирака. Он задался вопросом: зачем сохранять военный контингент, если ранее было объявлено о поражении ИГ.