Москва и Тбилиси получили дополнительный шанс для нормализации отношений. В Грузии состоялся второй тур президентских выборов, победу в котором одержала опытный политик и дипломат — 66-летняя Саломе Зурабишвили.
Согласно предварительным данным, Зурабишвили набрала 59,56% голосов избирателей, а её конкурент Григол Вашадзе, соратник бывшего главы государства Михаила Саакашвили, — 40,44%. Победу Зурабишвили, которая шла как независимый кандидат, но заручилась поддержкой правящей партии «Грузинская мечта», пророчили ещё в первом туре. Однако его результаты удивили многих политологов и социологов: Вашадзе отстал от фаворита менее чем на один процент, набрав около 38%. У команды последователей Саакашвили, которая в отсутствие в стране своего «духовного» лидера смогла сохранить политические организационные структуры, был реальный шанс взять реванш за поражение 2012 года, когда власть в стране перешла оппозиции. Но этой возможностью сторонники Саакашвили так и не смогли воспользоваться.
Саломе Зурабишвили в определённой степени олицетворяет собой чаяния современного грузинского общества на евроинтеграцию и построение западной демократии. Она родилась в Париже в семье политических эмигрантов, покинувших родину в 1921 году во время установления там советской власти. Дед ныне избранного президента Иван Зурабишвили входил в меньшевистское правительство Грузии (1918−1921), тоже провозглашавшего приверженность европейским ценностям и которое принято считать в стране источником современной государственности. Саломе Зурабишвили окончила Парижский институт политических наук и американский Колумбийский университет, долгое время работала в МИД Франции.
Одновременно Зурабишвили считалась ярым противником Саакашвили. В 2004-м, когда она работала послом Франции в Грузии, Саакашвили попросил Париж о снятии её с должности и назначил своим министром иностранных дел. Однако всего через полтора года Зурабишвили вошла в конфликт с президентом, была снята с поста и вскоре основала собственное оппозиционное движение, которое боролось с главой государства вплоть до его отставки.
Если рассматривать программы главных кандидатов на нынешних выборах, то во всех говорится о стремлении Грузии в Евросоюз. Однако Григол Вашадзе ассоциировался с курсом Саакашвили, который во внешней политике так и не смог осуществить задуманное, а последствия его экономической политики оказались для многих граждан негативными. Также Саакашвили не могли простить окончательную потерю Абхазии и Южной Осетии. Не в восторге были жители Грузии и от конфронтации с Россией — ближайшим соседом и местом заработка для многих семей.
Зурабишвили, наоборот, воспринимается как пламенный борец с несправедливостью и в то же время как европейский просвещённый политик, впитавший демократические традиции с молоком матери. В своих высказываниях избранный президент стремилась казаться рассудительной, не вдаваясь в огульную критику, но пытаясь предложить реалистичное решение проблем. В этом плане примечательны её достаточно компромиссные слова, сказанные во время предвыборной кампании о конфликте 2008 года в Южной Осетии — крайне болезненной для грузин теме:
«В августе 2008 года именно Грузия ввязалась в российскую провокацию, спровоцировав новый виток конфликта. Грузия начала эту часть военной обстановки. Это известно, и это официальная версия для всех, что также подтверждал Евросоюз. Мы бомбили наше население, на что не имеет права ни один президент. На следующий день как мы должны сказать, что хотим целостности этой страны? Я хочу целостности этой страны и не хочу, чтобы какой-либо президент бомбил свою территорию и своих граждан».
В целом Зурабишвили можно охарактеризовать как прагматичного политика, который готов искать консенсус как во внутренней, так и во внешней политике. Во многом этому способствует большой опыт дипломатической работы. Если говорить об отношениях с Россией, то вряд ли стоит рассчитывать на снятие глубинных противоречий, таких как статус Абхазии и Южной Осетии, но вполне возможно будет найти взаимопонимание по многим другим вопросам, как-то: посещение России гражданами Грузии, восстановление дипломатических отношений, развитие торговли и взаимные инвестиции.
Согласно конституционным изменениям, полномочия избранного президента будут сильно ограничены. К тому же и выборы последний раз были прямыми, в следующий раз президента будут избирать выборщики. Однако результат, который показала Зурабишвили, крайне важен для грядущих парламентских выборов 2020 года, на которых будет определен внешний и внутриполитический курс Грузии. Не исключено, что стремление Зурабишвили добиваться компромиссов станет основным политическим трендом в стране.