В семистраничном отчёте, который оказался в распоряжении журналистов издания Le Parisien, говорится о риске новых методов устрашения. Среди них саботаж и диверсии на железных дорогах, поджог лесов и отравления продуктами питания.

Отмечается, что спецслужбы зафиксировали усиление джихадистской пропаганды в последние три месяца: террористы призывают своих сторонников тщательно скрывать собственные взгляды, «завоёвывать доверие неверующих» граждан и запастись запасами взрывчатки.

По всей видимости, речь идёт об усилении угрозы так называемого массового бытового терроризма, то есть атак, для осуществления которых радикалы могут использовать подручные средства. Как правило, такие акции непредсказуемы, не требуют тщательной подготовки, что затрудняет их пресечение спецслужбами на стадии планирования и осуществления. К ним относят также нападения радикалов с ножами на прохожих, таран толпы автомобилем, взрывы маломощных самодельных взрывных устройств в метро или сброс их с недорогих коммерческих беспилотников и т.д.


Пропаганда исламизма в действии

С середины 2016 года, на фоне территориальных потерь в Сирии и Ираке, террористическая организация «Исламское государство» (ИГ), запрещённая во многих странах, в том числе и в России, начала массово распространять материалы о доступных методах борьбы с «крестоносцами». В Telegram-каналах, на страницах журнала «Румия» публиковались инструкции, как правильно и под каким углом таранить общественный транспорт на автомобиле, собирать маломощные, но начинённые поражающими элементами самодельные взрывные устройства и т.д.

В одном из видеороликов бывшие инструкторы французского Иностранного легиона — и ныне инструкторы ИГ — доступно объясняли, как быстро нанести смертельные порезы прохожим на улицах и вызвать панику среди населения.

Результаты активной пропаганды джихадистов налицо. Сообщения об атаках вооружённых ножами радикалов на прохожих, за которые берёт ответственность ИГ, появляются практически каждую неделю: 18 августа произошли два таких нападения — в финском городе Тулку и немецком Дюссельдорфе, 26 августа — в Марселе. 15 сентября на станции Лондонского метрополитена сработало самодельное взрывное устройство. Бомба была спрятана в пластиковом ведре. Никто не погиб, но 30 человек получили ожоги и были госпитализированы, а власти заявили о повышении уровня террористической угрозы в стране до наивысшего — «критического».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Минимизировать последствия

Подобные вещи укладываются в стратегию выживания организации ИГ: если идея строительства халифата рухнула, то необходимо как можно чаще напоминать о себе через различные атаки. Тем самым — поддерживать бренд ИГ как нового террористического центра, способного составить конкуренцию и даже затмить деятельность запрещённой в России «Аль-Каиды», которая после нападения на редакцию «Шарли Эбдо» в 2015 году на время дистанцировалась от методов классического террора. Но радикалы в Европе не возникают на пустом месте, для них есть соответствующая питательная среда. Теракты не обязательно устраивают боевики и оперативники службы внешних операций ИГ «Амн аль-Харджи», как это было со взрывами в брюссельском аэропорту и метрополитене. Некоторые мигрантские кварталы европейских городов правоохранительные органы опасаются патрулировать без серьёзной силовой поддержки. Для радикалов самых разных взглядов эти места — своеобразное сирийско-иракское пограничье, испещрённое тоннелями, где в своё время нашли убежище представители «Аль-Каиды» и где есть возможность надолго затеряться. А, например, французская мусульманская община — одна из крупнейших в Европе. По некоторым данным, число приверженцев ислама там превышает шесть миллионов человек, а сколько среди них радикально настроенных мусульман, скрытых проповедников джихада, потенциальных или закоренелых террористов — неизвестно.

Поэтому сценарии, о которых сообщило Генеральное управление национальной полиции Франции, к сожалению, возможны. По словам экспертов, главная причина — политики европейских стран слишком долго и много делали уступок диаспорам, а выплатами социальных пособий продолжали стимулировать волны мигрантов. Соответственно, спецслужбы стали поздно реагировать на возрастающие угрозы.

Член Совета по внешней и оборонной политике РФ генерал-майор запаса (ФСБ России) Александр Михайлов в беседе с обозревателем News.ru рассказал, что считает правильным, что французские спецслужбы допустили утечку доклада в СМИ. «Подобные теракты можно предотвратить только при участии гражданского общества, — отмечает он. — Атаки с применением даже подручных средств всё равно какое-то время готовятся, и часто — на глазах большого количества людей, которые не сообщают в полицию». По мнению эксперта, не все террористические атаки можно предотвратить, но минимизировать их последствия — реально.