Он не стал великим футболистом, начав карьеру игрока в 1940 году за местный детский азербайджанский клуб «Спартак» и продолжив её в профессиональной команде «Нефтяник» из Баку. Тяжёлая травма ноги и последовавшая операция поставили крест на его карьере игрока, но не будь этой травмы, мир, может, и не узнал бы фамилию Бахрамова, прогремевшую благодаря финальному матчу чемпионата мира 1966 года между Англией и ФРГ.
Бахрамов, родившийся в интеллигентной семье, оставался интеллигентом и на поле, был невероятно трудолюбив и требователен к себе. По воспоминаниям его сына Бахрама, к каждой игре он тщательно готовился, одежда и обувь были чисты. Завершив карьеру футболиста, он перешёл на судейскую работу в 1951 году, обслуживал матчи чемпионата СССР и только в 1964-м дебютировал на международной арене, став вторым советским арбитром после Николая Латышева, обслуживающим матчи чемпионата мира, и первым советским рефери, назначенным на финалы еврокубков.
Уникальность Бахрамова заключается в том, что для попадания на чемпионат мира 1966 года ему оказалось достаточным отсудить два международных матча.
Финал ЧМ-1966 прочно вошёл в историю мирового футбола благодаря именно азербайджанскому арбитру, где он был — внимание! — линейным арбитром. Частенько мировые СМИ вспоминают о знаменитом «голе Тофика Бахрамова», если дело доходит до матчей с участием сборных Германии и Англии. Об этом вспомнили и в 2016 году накануне товарищеского матча, закончившегося победой немцев — 3:2.
Основное время финального матча ЧМ-1966 Англия — ФРГ закончилось ничьей (2:2), в дополнительное после одного из ударов британца Джеффа Хёрста (в дальнейшем он получил рыцарское звание) мяч ударился в перекладину ворот, затем от линии ворот отлетел в поле. Споры о том, пересёк ли мяч линию ворот, не утихают до сих пор. Но в тот момент, когда мяч отскочил от перекладины, англичане радостно вскинули руки. Арбитр Динст остановил игру и, пробиваясь сквозь немецких футболистов, бросился к Бахрамову, который кивком головы дал понять: гол был.
Он был непреклонен, несмотря на окруживших его немецких футболистов, не согласных с решением.
После возобновления матча Хёрст забил третий мяч (первый и до сих пор единственный хет-трик в финалах чемпионатов мира по футболу), встреча завершилась в пользу англичан — 4:2.
«Был гол, был»
«Был гол, был». Позже добавил: «Да что я мог там разглядеть!» — сказал Бахрамов, когда о голе Хёрста его спросил переводчик сборной СССР на ЧМ-1966 Джордж Скенлан, прибывший в Баку сразу после чемпионата мира и случайно встретивший судью.
Позднее сам Бахрамов признался в своих мемуарах, что он посчитал, что мяч отскочил вниз не от перекладины, а от сетки ворот, а сам момент касания мячом линии ворот он не видел, но это и не имело значения в случае отскока от сетки. Его слова, сказанные им в мемуарах, в 2016 году подтвердил сын в одном из азербайджанских изданий: «Где бы он ни находился, он всегда давал один и тот же ответ: "Мяч коснулся сетки и залетел в ворота"».
Существует ещё одна версия, по которой Тофик был уверен, что он правильно засчитал гол. Издание 1news.az однажды спросило его сына Бахрама:
«Ваш отец незадолго до смерти, отвечая на вопрос, почему он был так уверен в своем решении, ответил: "Сталинград". Был ли он реваншистом?»
«Сталинградская битва известна в истории Второй мировой войны как переломная. Это история мира, это правда. Как и гол в финале ЧМ-66. Поэтому папа и упомянул про Сталинград», — ответил он.
А вот автор хет-трика Хёрст до сих пор не может однозначно сказать, пересёк ли тогда его мяч линию ворот. Возможно, намекает на сомнения Хёрста и его подарок сыну Бахрамова — майку с надписью «Большое спасибо» на азербайджанском языке.
Споры спорами, версии версиями, но Бахрамов писал, что немецкие футболисты признали его правоту сразу после финального матча. «На приёме ко мне подошёл Уве Зеелер (капитан сборной ФРГ. — Ред.) и сказал: "Господин Бахрамов, примите мои извинения. Я был не прав, когда оспаривал ваше решение. Мы посмотрели повторы: гол был засчитан правильно"».
Британцы, к слову, помнят мужественное и справедливое действие Бахрамова.

В этом был весь Бахрамов, легенда советского и мирового судейского футбольного корпуса. Он единственный линейный арбитр, удостоившийся, помимо золотого свистка, который вручался всем судьям финального матча ЧМ-1966, ещё и копии «Золотой богини» из рук королевы Великобритании.
После английского мундиаля он судил и чемпионат мира 1970 года. На двух ЧМ он отсудил два матча в качестве главного арбитра и шесть в роли линейного, в том числе и ещё один легендарный матч — полуфинал ЧМ-1970 Бразилия — Уругвай.
И ещё несколько фактов:
— Бахрамов был героем документального фильма, посвящённого ЧМ-2006. Телевизионная группа из Германии специально прилетала в Баку. Также он стал героем мультфильма для всё того же ЧМ-2006.
— Маргарет Тэтчер в ходе своего визита в Баку в 1992 году попросила о встрече с Бахрамовым. По её словам, её визит не был полным без встречи с судьёй.
— В 2004 году в Баку ему установили памятник перед республиканским стадионом, носящим с 1990-х годов его имя. В церемонии открытия участвовал сэр Джефф Хёрст, президент Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) Йозеф Блаттер и член исполкома FIFА Мишель Платини.
Тофик Бахрамов скончался 26 марта 1993 года в Баку и был похоронен на аллее почётного захоронения. В 2011 году участники финала-1966 Джеффри Хёрст и немец Ханс Тильковски встретились снова, но уже теперь в Баку, прибыв для участия в торжествах по случаю 100-летия азербайджанского футбола. Они возложили цветы к памятнику Тофика Бахрамова.
Футбольный мир никогда не забудет «гол Тофика Бахрамова», и прежде всего человека Тофика Бахрамова, который стоит в одном ряду с известными учёными, музыкантами и политиками.