За 2024 год в отзывах на Wildberries, Ozon и в соцсетях появилось более 250 тысяч сообщений покупателей, которые жалуются на подделки дорогостоящих товаров, говорится в исследовании Sidorin Lab, основанном на мнении потребителей (есть в распоряжении NEWS.ru). Какие бренды чаще всего копируют, как проверить товары на подлинность и не переплатить за них — в материале NEWS.ru.
Как часто жалуются на подделки
С августа 2023-го по июль 2024 года покупатели оставили на маркетплейсах и в социальных сетях 264 886 сообщений с жалобами на подделки, говорится в исследовании Sidorin Lab. По данным аналитиков, в среднем люди отправляли 7357 отзывов в месяц, а пиковые значения достигали 25 464 постов в январе 2024 года. Чаще всего тема контрафакта обсуждалась в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
«Несмотря на внедрение защитных механизмов, таких как „Цифровой арбитраж“ на Wildberries и система маркировки „Честный знак“ (действует на Wildberries, Ozon и „Яндекс Маркете“), проблема контрафакта остается острой. Ситуацию усугубляет введение параллельного импорта, который изменил регулирование товаропотоков и создал дополнительные условия для появления подделок», — говорится в исследовании.
При этом аналитики уточняют, что они учитывали лишь мнение потребителей о том, считают ли они покупку контрафактной и по каким признакам. В исследовании нет данных о том, является ли та или иная продукция подделкой в действительности.
Что подделывают чаще
Чаще всего, по данным исследования, пользователи жалуются на поддельную косметику. О ней упоминалось в 41% сообщений. 12% жалоб поступало на бытовую химию и предметы гигиены, 8% — на обувь, 7% — на одежду.
Из косметики, согласно жалобам покупателей, чаще всего подделывают кремы, шампуни, декоративную косметику и парфюмерию. Чаще всего люди ее распознают по качеству, упаковке и запаху. В топ по количеству подделок вошли бренды Vivienne Sabo, Vichy, Rexona, Dove и L’Oreal. Среди бытовой химии и предметов гигиены лидеры по контрафакту — порошки и гели для стирки, средства для уборки марок Synergetic, Zewa, Amway, Ariel и Domestos. Они составляют треть от общего объема подделок в этом сегменте.
В обувном сегменте больше половины контрафакта приходится на кроссовки. Помимо этого, часто подделывают кеды и сабо, а в одежде контрафактом часто становится так называемая база — футболки, джинсы и куртки. Подлинность одежды и обуви покупатели определяют по качеству товара и размерной сетке, которая отличается от оригинала. Чаще других, согласно исследованию, подделывают Adidas, New Balance, Nike, Rieker, Crocs, Omsa, O’Stin и Lewi’s.
Контрафакт присутствует и в сегменте продуктов питания. Чаще всего пользователи уличают в этом производителей кофе — на них приходится 72% жалоб. Еще 7% жалуются на подделку чая, по 2% упоминаний приходится на продовольственные товары премиум-сегмента: мед и оливковое масло. Треть покупателей выявляют контрафакт по вкусу, каждый пятый — по запаху, а 13% обращают внимание на качество упаковки, ее материал и принт.
Что рассказали покупатели
В последнее время на маркетплейсах стали часто встречаться подделки кукол и аксессуаров китайского бренда L.O.L. Surprise!, рассказала NEWS.ru клиент Wildberries Анна. По словам женщины, она заказала у одного из продавцов игрушку этой марки за тысячу рублей. В итоге вместо оригинала пришла бесформенная фигурка из дешевой резины.
«Представьте себе эмоции ребенка, который увидел это нечто вместо питомца, которого он так ждал! И эмоции мамы, которая отдала за это тысячу рублей», — негодует покупательница.
Клиентка Ozon Полина в разговоре с NEWS.ru поделилась, что однажды заказала на маркетплейсе несколько флаконов туалетной воды бренда KENZO. Девушка понимала, что заказывала подделку: на это «намекала» слишком низкая цена товара. Однако настолько неприятного запаха она не ожидала даже от контрафактной туалетной воды.
«Они [духи] воняли так, что я одни использовала для унитаза, а вторые просто оставила в подъезде», — призналась Полина.
Еще одна клиентка Ozon Юлия заказывала на маркетплейсе сабо Crocs. Она рассказала NEWS.ru, что в целом качество товара ее устроило. Но при этом в комментариях к модели были жалобы, что это контрафакт.
«Везде было написано, что оригинал, на самих ботах — „Честный знак“, по базе пробивается. На сайте производителя тоже нашла эту модель. Где-то в отзывах писали, что это якобы подделка. Но мне не с чем сравнить, а по косвенным признакам вроде оригинал. Ну и „кроксы“ так подделывают, что, не разрезая, не поймёшь, а я их резать не собираюсь», — сказала девушка.
Как отличить контрафакт
Проблема контрафакта в России действительно стоит остро, подтвердил в беседе с NEWS.ru председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. По его словам, подделки можно встретить не только на маркетплейсах, но и в отдельных интернет-магазинах. Для того чтобы отличить неоригинальную продукцию на этапе покупки, нужно учитывать несколько аспектов.
«Прежде всего в тех категориях, где введена цифровая маркировка продукции, одним из главных признаков качественного, безопасного и оригинального товара является наличие того самого кода маркировки. Это относится к части товаров легкой промышленности, то есть прежде всего я имею в виду одежду и обувь, которые подлежат маркировке в полном объеме. Также это правило применимо к духам, биологически активным добавкам, упакованной воде и ряду другой продукции», — сказал Павлов.
Он напомнил, что правительство РФ расширяет перечни товаров, для которых цифровая маркировка становится обязательной. По словам эксперта, сейчас есть предложения включить в такие списки автомобильные запчасти, масла и смазочные материалы. Павлов добавил, что, если товар импортного производства, на нем обязательно должна быть информация на русском языке о производителе, импортере, правилах эксплуатации и составе. Также насторожить потребителя должна цена, заключил эксперт.
«Если цена в разы меньше, чем должна быть, очевидно, что это откровенная подделка. Но если она ниже на 10–15% — это может быть оригинальный товар, который, например, продают по акции», — сказал он.
Помимо этикетки, цены и маркировки отличить оригинал поможет документация, рассказал NEWS.ru первый вице-президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов. По его словам, все соответствующие бумаги обязан предоставить продавец.
«Каждый товар, который продается в России, должен иметь соответствующую документацию: сертификат или декларацию. Запросите ее у продавца, проверьте, действительны ли они в РФ на сайте Росаккредитации», — посоветовал эксперт.
Он также порекомендовал обязательно проверять товар при получении. По словам Хамзатова, спешка при этом ни к чему. Если свойства покупки не совпадают с оригиналом, можно от нее отказаться, заверил эксперт.
«При получении товара обязательно проверьте его и убедитесь, что перед вами оригинал. Не торопитесь: тщательно осмотрите все детали и сверьте с фото товара на официальном сайте. Если вы видите расхождения, откажитесь от покупки», — сказал он.
Читайте также:
Мошенники, фальшивые скидки, лучшие товары: что известно о «черной пятнице»
Пчеловод раскритиковал исследование Роскачества о меде
Россиянам рассказали, как отличить настоящую красную икру от подделки
В Госдуме рассказали, какие товары в России подделывают чаще всего
Камень и топор вместо смартфона и ноутбука: 10 нелепых ошибок маркетплейсов