Жители Иркутской области обеспокоены строительством завода по выкачиванию питьевой воды из озера Байкал для продажи в КНР. Компания, ведущая проект, принадлежит китайскому инвестору, а менеджмент ранее засветился в масштабном деле о контрабанде сибирского леса в тот же Китай. Внимание к проблеме привлёк уроженец здешних мест, стилист и шоумен Сергей Зверев. Как выяснилось, протесты местных жителей идут с 2017 года, когда строительство только началось. Действительно ли новое производство грозит Байкалу, разбирался News.ru.

Не стоило будить Зверева

В воскресенье, 3 марта, известный парикмахер провёл одиночный пикет напротив Московского Кремля, о чём сообщил в своём Instagram. Акция была направлена против запуска производства по разливу байкальской воды в рабочем посёлке Култук Слюдянского района Иркутской области, где Зверев провёл своё детство.

Кампанию в защиту озера шоумен начал 21 февраля, опубликовав большой пост, посвящённый ситуации в Култуке. Он возмутился тем, что завод будет выкачивать байкальскую воду для продажи в Китай. По словам Зверева, проект реализует ООО «Аквасиб», которое на 99% принадлежит китайской компании.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Это действительно так. По данным News.ru, основная доля уставного капитала находится в руках Дацинской водной компании с ограниченной ответственностью «Озеро Байкал». Оставшийся 1% ООО принадлежит Ольге Мульчак, а директором «Аквасиба» работает Олеся Мульчак, которая стояла у истоков создания этого предприятия в 2012 году. Последняя имеет в Сибири скандальную известность.

«Олеся Мульчак и её муж, гражданин Китая Сунь Чженьдзюнь, являлись фигурантами дела о масштабной контрабанде сибирского леса в Китай. Ущерб, нанесённый государству от контрабанды древесины и лесоматериалов, составил свыше 2 млрд рублей. Для поимки Мульчак, Чженьдзюня и их сообщников в 2013 году полицейские провели крупномасштабную операцию на территории трёх областей: Ленинградской, Новосибирской и Иркутской», — рассказал Сергей Зверев.

Всероссийская облава

Дело, о котором говорит шоумен, было довольно громким. Тогда в ходе расследования были проведены обыски в 50 офисах различных компаний, задержаны 34 человека, а в операции участвовали 300 полицейских по всей стране.

«Используя более десятка подконтрольных компаний, обвиняемые по подложным документам вывозили из России в Китайскую Народную Республику по 150 вагонов лесопродукции ежемесячно. Стоимость каждой вывезенной партии лесоматериалов составляла более 100 миллионов рублей», — сообщало МВД.

Первоначально Олеся Мульчак и её муж находились в списке из четырёх обвиняемых, затем по неизвестным причинам следствие отказалось от претензий к ней. Остальные получили по пять лет лишения свободы.

«И вот эти деятели теперь взялись качать воду из нашего народного достояния! Производственная мощность завода — 500 000 литров в сутки!!! 1 000 000 бутылок объёмом 0,5 литра в сутки!!! Стоит отметить, что местным жителям запрещено любое строительство на своих участках, в то время когда ООО „Аквасиб“ роет дно Байкала!» — возмущается в Instagram Сергей Зверев.

Строительство завода началось ещё в 2017 году. Инвестор обещал вложить в проект 1,4 млрд руб. Оказывается, ещё тогда была создана петиция против развёртывания этого производства, которая собрала рекордные 720 тыс. подписей, что осталось практически незамеченным федеральными СМИ. Авторы петиции заявляли, что завод нанесёт непоправимый ущерб Байкалу, тем более что он строится в месте гнездования редких перелётных птиц. По их информации, для добычи воды необходимо будет проложить по озеру трубу длиной более трёх километров, что, по мнению местных активистов, отразится на экологии.

Как следует из публикации на активистском портале Acvatica, строительство идёт на уникальном прибрежном болоте, важном для поддержания экологического баланса всего региона.

Страшилки или угроза?

В то же время вода из Байкала для продажи добывается уже давно. Например, этим занимается иркутская компания «Легенды Байкала», которую возглавляет экс-глава Восточно-Сибирской оперативной таможни Юрий Ситников, и другие предприятия. Несколько аналогичных проектов даже субсидировали федеральные и местные власти, но дело по каким-то причинам не пошло.

Опасения, что предприниматели, пусть даже китайские, «вычерпают» из Байкала всю воду, скорее всего, преувеличены. По расчётам Лимнологического института Сибирского отделения РАН, без ущерба для экосистемы Байкала можно отбирать из него до 400 млн тонн воды в год (0,5 процента расходной части водного баланса озера). Проекты развития «водной» промышленности в перспективе должны нарастить объём добычи воды из озера до 100 млн тонн в год.

Между тем, даже если воспринимать строительство завода по добыче воды лишь незначительным поводом для протеста, очевидно, что почва под последним есть и весомая. Так, по мнению сибирских экологов, «китайские инвестиции» — источник острейших проблем той же Иркутской области, причём не только собственно экологических, но и коррупционных. Менее чем за двадцать лет уничтожены гигантские площади прибайкальской тайги, вокруг бизнеса по продаже природных ресурсов за рубеж активно разрастаются мафиозные структуры, подчиняющие себе институты государства. Недовольство этими процессами пока концентрируется точечно, и очередным очагом напряжения, очевидно, стал маленький рабочий посёлок Култук в 100 километрах от Иркутска, чей голос благодаря знаменитому уроженцу в кой-то веки услышали в столице.