Британский премьер-министр Борис Джонсон уже на следующей неделе предложит парламенту Соединённого Королевства сделать выбор относительно выхода страны из Евросоюза (так называемый Brexit). Как сообщает издание The Times, глава правительства выдвинет два варианта: либо Лондон запрашивает у Брюсселя очередную отсрочку, либо Великобритания покидает ЕС с соглашением, которое удастся согласовать в ближайшее время. Любопытно, что ранее Джонсон выступал за выход из Евросоюза по сценарию no deal, то есть без сделки. Теперь же ему, очевидно, предстоит согласовать с Брюсселем условия Brexit, поскольку новая отсрочка не отвечает интересам ни одной из сторон.


Согласно предвыборным обещаниям Джонсона, Великобритания должна покинуть ЕС к 31 октября — с соглашением или без такового. Сценарий no deal в британских политических кругах подвергается жёсткой критике, поскольку для Соединённого Королевства он чреват серьёзными потерями — в первую очередь, экономическими.

Как подчеркнул в разговоре с News.ru завсектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин, Джонсон, несмотря на жёсткую риторику, использовал заявления о готовности выйти из ЕС без соглашения исключительно для достижения вполне конкретных целей в диалоге с Брюсселем.

Фактически это было его переговорной тактикой. Если бы британское правительство дало понять, что выход без соглашения для него неприемлем, это создало бы возможность для оппонентов в ЕС манипулировать позицией Лондона: либо принимайте имеющееся соглашение, либо отказывайтесь от выхода. В то же время если no deal остаётся опцией, ущерб будет нанесён и Великобритании, и Евросоюзу. Тактика Джонсона подталкивала и Брюссель, и местных политиков к тому, чтобы на вариант нового соглашения смотрели серьёзно. К этому он ситуацию и привёл. Как бы то ни было, будет много недовольных, поэтому Джонсон пытается создать ситуацию, когда формируемое им соглашение будет восприниматься как меньшее зло.

Сергей Уткин

заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН

По данным издания The Times, глава британского правительства всерьёз надеется на прорыв в переговорах с ЕС и на утверждение проекта будущего соглашения на евросоюзовском саммите в Брюсселе 17–18 октября. Если премьеру это удастся, что уже 19 октября он вынесет документ на голосование в парламенте Соединённого Королевства.

Han Yan/Xinhua/Global Look Press

Основная проблема для Джонсона в том, чтобы суметь представить будущее соглашение с ЕС как нечто новое, отличающееся от того проекта, который существовал при его предшественнице Терезе Мэй. Аналитики сходятся в том, что значительных изменений по сравнению с прошлым вариантом соглашения действующий премьер едва ли добьётся. В то же время, отмечает Сергей Уткин, даже «косметические» правки, позволяющие говорить о договоре как о новом, могут дать парламентариям возможность проголосовать за него, не теряя лица.

Что касается содержания, то схема будет либо мало отличаться от проекта Мэй, либо же будет создавать немало проблем в вопросах границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, перемещения товаров между Северной Ирландией и остальной частью Великобритании. Декларируемая Лондоном позиция насчёт того, чтобы не создавать никаких пограничных пунктов контроля, вряд ли осуществима. Если Великобритания выйдет из экономической зоны ЕС, пограничные контрольные механизмы всё равно потребуются, — напоминает аналитик.

Если же проект договора с Брюсселем будет отвергнут депутатами, британский парламент может высказаться за новую отсрочку по Brexit. Однако этот вариант видится крайне маловероятным. Конечно, ранее уже несколько раз были ситуации, когда становилось понятно, что отсрочка будет фактически автоматической. Но на данный момент Лондон сделал ряд шагов, превративших членство Великобритании в ЕС в неполноценное, напоминает Уткин: британцы не принимают участие в ряде общих встреч, отказались от некоторых евросоюзовских программ и т. д. Со стороны Брюсселя, в свою очередь, укрепляется позиция относительно того, что Brexit должен состояться как можно быстрее.

Позиция стран ЕС в том, что если Лондону предоставляется очередное продление, то целью его должны быть конкретные события: либо новые выборы, либо второй референдум. Простая отсрочка никого не устраивает, — подчёркивает эксперт.

Впрочем, возможен и третий вариант, при котором соглашение заключено не будет, но де-факто обе стороны просто предпримут шаги по разрыву устоявшихся отношений. При этом Брюссель вполне может позиционировать их не как часть Brexit, а как просто изменение статуса двусторонних связей. Однако для политической карьеры Джонсона подобный сценарий, безусловно, невыгоден.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен