Топ-менеджер розничной сети Shell в России Виталий Маслов предупредил о риске банкротства для части независимых АЗС, занимающих 60% рынка. Дело в том, что оптовая цена бензина выросла на 20–30%, в то время как розничные цены — только на 3–6%. Об этом пишет РБК.
Сложившаяся ситуация делает ведение бизнеса невыгодным и создаёт для организаций некомфортные условия работы. По словам Маслова, происходящее нельзя «держать на длинном плече», иначе последует череда банкротств.
Он также уточнил, что у большинства АЗС отсутствует возможность добывать нефть самостоятельно, заниматься её переработкой и продавать оптом. Большинство из них предпочитает закупать топливо по оптовым ценам и продавать в розницу — так же поступает и Shell. В результате такие организации оказались под угрозой банкротства и, как следствие, закрытия.
У нас нет интегрированной маржи, мы можем зарабатывать только на топливной рознице, которая сейчас нерентабельна. Мы сейчас генерируем 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра [бензина]. Это продолжается на протяжении уже восьми месяцев, — добавил топ-менеджер компании.
Помимо высоких оптовых цен имеется ещё одна проблема, которая пагубно влияет на развитие розницы в России. Это ставки эквайринга. Если для общепита комиссия составляет 0,9–1%, то для АЗС эта ставка — 1,5%. Таким образом, на эквайринговую комиссию сети АЗС тратят до 20% от валового дохода с топливных продаж.
Ранее сообщалось, что в России существует не менее 10–15% компаний-«зомби». Это те предприятия, которые относятся к убыточным.