Россиян будут склонять к «патриотическому» винопитию
Алкоголь от отечественного производителя может получить особую маркировку

Минсельхоз и Роспотребнадзор поддержали предложение вице-премьера правительства РФ Алексея Гордеева об особой маркировке отечественного вина при реализации его в российских ресторанах. Задумка не нова, если учесть остросюжетные, вплоть до курьёзов, эпизоды борьбы с санкционной и вообще иностранной продукцией за последние пять лет. Насколько эта мера вписывается в рыночные реалии и учитывается ли мнение потребителей на этот счёт — выяснял News.ru.
До подробностей план отдельного выделения российских вин при продаже или разливе его в ресторанах пока не расписан, но уже в точности известно, что в Минсельхозе заявили, что сначала в меню должны обязательно идти отечественные напитки, а уже потом — импортные.
В Минпромторге на это отреагировал уклончиво — его представитель, комментируя инициативу коллег из других ведомств, отметил, что потребителю нужно продемонстрировать отечественное вино, способное конкурировать с импортным. Насколько это находится в русле правил «Закона о конкуренции», в ведомстве не уточнили.
В свою очередь в Роспотребнадзоре высказали мнение, что рестораны могут маркировать или не маркировать те или иные вина или какие-либо другие напитки так, как они считают нужным. В то же время ведомство на своём сайте опубликовало разъяснение, в котором сказано, что «Роспотребнадзор поддерживает инициативу выделять в меню ресторанов информацию о вине отечественного производства». Доводы контролирующей инстанции — это позволит покупателям знать максимально о продукте, будет способствовать выбору той продукции, что соответствует их потребительским ожиданиям.
Тем временем, показательно, что Минпромторг, не дожидаясь реализации ресторанной инициативы, свой креатив распространил, что называется, в публичное пространство: на этой неделе в Москве стартовала акция Минпромторга «Дни российских вин». Мероприятие, в котором будут задействованы 17 тыс. торговых точек из 66 регионов, продлится до 21 ноября. Для покупателей подготовлены разнообразные презентации российских вин и их дегустации.

Юридически предложение Гордеева родилось не на пустом месте, — в середине октября в нижнюю палату парламента был внесён новый законопроект «О развитии виноградарства и виноделия в России». Документ призван отрегулировать буквально всю цепочку производства вина: от норм изготовления и защиты от контрафакта до внедрения системы господдержки отрасли. В этом законопроекте и родился свежий термин «вино России». Кстати, к российским винам предлагается причислять вино, разлитое в пределах РФ и из винограда, также выращенного в пределах российских границ. Неудивительно, что некоторые российские производители вин поддержали данную инициативу.
В настоящее время отечественных вин в российских торговых сетях фиксируется в пределах 40%. До кризиса и введения санкций этот показатель устойчиво превышал 2/3 всего объёма алкоголя средней степени крепости.
Общий фон, в котором вполне разумная мера протекции отечественного производителя, видимо, сказывается на самой форме, — если угодно, стилистике «винной инициативы». Хотя стоит признать — принимающие решениях по контрсанкциям уже не действуют столь топорно, как два—четыре года назад. Напомним, в декабре 2017 года Федеральная таможенная служба (ФТС) ходатайствовала перед правительством о наделении ведомства правом ставить «мигалки» на автомобили, используемые для оперативного обнаружения незаконно ввезённой в РФ «санкционки».
По материалам Россельхознадзора, только в период с августа 2015 года (когда на госуровне началась кампания по ликвидации санкционных продуктов) и до конца июля 2017 года было задержано свыше 16,5 тыс. тонн контрабандных фруктов и овощей и свыше 600 тонн сыра и мяса.
Более того, федеральное правительство опубликовало в августе 2019 года постановление, согласно которому действие правил на уничтожение санкционных продуктов продлено до 31 декабря 2020 года. В июне текущего года Роспотребнадзор предложил отказаться от подобной практики, — и был поддержан Россельхознадзором.
Такие ещё недавно пользовавшиеся спросом у россиян продукты, как хамон или итальянские и французские сыры, за последние пять лет стали практически недоступны подавляющему большинству жителей России. Напомним, что в августе 2014 года российские власти в ответ на западные санкции запретили импорт продуктов из Евросоюза, США, Канады и ещё нескольких стран. А через год был подписан указ, согласно которому продукты, которые ввозят в Россию в обход эмбарго, должны уничтожаться.

Бывший директор Института экономики РАН Руслан Гринберг признался, что лично для него пока непонятно, что в предложении Минсельхоза и Роспотребнадзора предписывается делать владельцам самих российских ресторанов — какой значок, флажок или, может быть, тумбу нужно будет ставить на стол вместе с бутылкой крымского или темрюкского вина. В принципе, это неправильно, отметил эксперт, когда создавался бы прецедент дискриминации продукта, произведённого не на территории РФ.
Руслан Гринберг, экономист
{{photo-small-left-d1c6a01c-f736-11e9-afe6-fa163e074e61}} Конечно, если любитель вина будет мнить себя патриотом, то он будет пить вино, произведённое только отечественным производителем. Но я к самой такой дилемме «наше — не наше», когда речь заходит о товаре, отношусь юмористически.
Всё это, по его словам, напоминает истории двухлетней давности с санкционными сыром, яблоками и гусями, которых давили бульдозерами.
А как быть, например, в Норвегии и Канаде? Там тоже в ресторанах будут как-то метить местные вина? В предложении, — подчеркнул он, — отсутствует цивилизованный экономический подход, уважение прав потребителей; главный критерий всё-таки — не где и не кем произведён продукт, а его качество.