Российские производители телекоммуникационного оборудования просят Минпромторг о помощи. Компании хотят увеличить долю на внутреннем рынке, где плотно засели китайские корпорации. Удастся ли отечественному производителю улучшить свои позиции — разбирался News.ru.
Своё недовольство выразил альянс ТЕЛМИ, в который входят малознакомые для россиян, но тем не менее перспективные и амбициозные компании Т8, «Элтекс», а также «Микран», пишет «Коммерсант».
Доля отечественных производителей на внутреннем рынке страны — всего порядка 6–8%, остальная часть приходится на иностранные фирмы, которые на 90% состоят из китайских (Huawei, ZTE и пр.) и на 10% — из западных (Cisco, Nokia и т.д.).
Для того чтобы как-то переломить ситуацию, предлагается ввести обязательную квоту в 25–30% на закупки продукции производителей из РФ. К тому же квота будет распространяться на коммерческих, а также на госзакупщиков.
Как пояснил News.ru ведущий аналитик Amarkets Артём Деев, скорее всего, такое предложение будет отклонено и отправлено на доработку. У отечественного производителя есть шанс занять требуемую часть рынка, но только в случае здоровой конкуренции.
«Попытки насильно заставлять покупать то или иное оборудование приведут к массе конфликтов», — считает Деев.
Если отечественные производители смогут предложить качественный и недорогой продукт, тогда и потребность в таких мерах отпадёт.
Сейчас, по его мнению, компаниям лучше сконцентрироваться на производстве, а не на том, как силой отобрать часть рынка, заставив потребителя покупать то, что он не хочет.
Эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов напоминает, что на российском рынке присутствуют не только Huawei и ZTE, но и другие китайские производители телекоммуникационного оборудования.
«Если мы говорим об увеличении доли присутствия отечественного оборудования и распространения его в массы, то нужно уделить особое внимание тем факторам будущего развития, которые уже применяются и используются в зарубежных системах и оборудованиях», — сообщил Гасанов.
К ним можно отнести и облачные вычисления, использование оборудования и мобильных устройств, а также программное обеспечение, нацеленное на использование социальных сетей и всех тех современных нововведений, которые люди могут применять в устройствах от зарубежных производителей.
Конкуренция повсюду
На фоне высокой конкуренции среди зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования российский продукт должен также быть конкурентоспособным, чтобы отвечать всем современным запросам и обладать высокой степенью надёжности и безопасности, уверен Гасанов.
Россияне же стараются больше приобретать мобильные устройства, нежели стационарные персональные компьютеры.

Что касается таких крупных компаний и корпораций в области телекоммуникаций, как «Билайн», МТС, «МегаФон» и т.д., то необходимо понимать, что у каждого подобного холдинга возникает серьёзная потребность в получении, обработке и хранении данных пользователей.
«Нужны дата-центры хранения подобной информации. Некоторые холдинги имеют собственные центры обработки данных (ЦОД), но большинство используют уже готовые зарубежные площадки», — подчеркнул он.
А зарубежные производители таких известных фирм, как Cisco, HP, на сегодняшний день являются монополистами в области серверного оборудования с собственным программным обеспечением.
Учитывая, что на фоне торговых войн Россия и Китай довольно тесно сблизились, сотрудничество в сфере торговли между этими странами только усилится, и на российский рынок будет поступать всё больше товаров китайских производителей, хорошо зарекомендовавших себя.
Финансовый консультант TeleTrade Жанна Кулакова отметила, что доля российских производителей на рынке мала неспроста. Проблема в том, что импортная продукция, сопоставимая по цене с российской, отличается более высоким качеством, а импортная продукция сопоставимого качества — более выгодной ценой.
Проще говоря, у российских производителей есть проблемы с соотношением цена — качество, и именно этот вопрос нужно решать в первую очередь.
«Меры, которые предлагают российские производители телекоммуникационного оборудования, носят административный характер: речь идёт о принуждении покупать российскую продукцию, господдержке, введении ограничений для зарубежных компаний», — говорит Кулакова.
Такие шаги действительно могут привести к увеличению доли отечественной продукции на рынке, но нужно понимать, что они лишь помогут снять симптом, а не вылечить болезнь. Заручившись поддержкой, российские компании не будут стремиться улучшать качество продукции и снижать цены. Потребители, в свою очередь, будут ограничены в выборе — им придётся либо покупать продукцию более низкого качества, либо переплачивать.