Основные новации законопроекта сводятся к следующим положениям:
- Страховщикам предлагается самостоятельно устанавливать коэффициенты, которые только понижают стоимость полиса, а также им предоставляется право устанавливать ставку тарифа внутри базовых значений, которые утверждает Центробанк.
- Величина конкретного тарифа будет определяться характеристиками автомобиля, целями его использования и видом собственника. Уровень понижающих коэффициентов определяется на основе манеры вождения, которая будет оцениваться с помощью устройств телематики, установленных на автомобиль за счет страховщика.
- Из формулы расчета тарифа предлагается убрать коэффициент мощности и территориальный коэффициент, заменив его коэффициентом нарушения ПДД, который учитывает превышение скорости более чем на 60 км в час, выезды на встречную полосу, проезды на запрещающий сигнал светофора, вождение в нетрезвом виде.
- Максимальный размер страховой премии по ОСАГО не сможет превышать трехкратное значение базовой ставки тарифа.
- Автомобилисты будут иметь возможность приобрести три варианта страховых полисов. Первый — с лимитами выплат 500 тыс. руб. по вреду жизни и здоровью и 400 тыс. руб. по имуществу. Второй — с лимитами 1 млн. рублей и 1 млн. рублей соответственно. Третий — 2 млн. рублей и 2 млн. рублей соответственно.
- Водители получат возможность заключать договор страхования более чем на год.
- Страховщикам запрещается навязывать клиентам альтернативные варианты полисов или необоснованно отказывать в заключении договора по выбранному автовладельцем тарифу.
По данным «Коммерсанта», страховщики оказались недовольны предложенными Минфином нововведениями. В направленном в Минфин письме Российский союз автостраховщиков (РСА), в частности, высказал свое несогласие по поводу повышения лимитов до 1–2 млн. руб., настаивает на сохранении коэффициентов мощности и территорий, предлагает максимальный размер цены полиса ограничить не трех-, а пятикратным значением базовых тарифов, а также иметь возможность устанавливать повышающие коэффициенты.
Заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов заявил РБК, что последствия реализации этого законопроекта «могут быть очень печальными для рынка». По его словам, «в первую очередь тревожит то, что предлагается дать возможность выбирать полисы как стандартные, так и с увеличенным лимитом, при том что государство сохраняет за собой право устанавливать тарифы». Как считает Игорь Иванов, дорогие полисы с лимитом в 2 млн руб. будут покупать «исключительно мошенники». «И мы будем бессильны, поскольку у нас не будет инструмента для защиты в виде повышения тарифов», — подчеркнул он.
По мнению генерального директора «АльфаСтрахование» Владимира Скворцова, предложение Минфина разрешить снижать тарифы «пойдет на пользу лишь меньшей части регионов страны». «Тогда как почти две трети регионов продолжат генерировать убытки, что, к сожалению, приведет лишь к банкротству страховщиков либо их постепенному отказу от работы по ОСАГО», — отметил он в интервью РБК.
В свою очередь, управляющий партнер коллегии адвокатов Владимир Старинский, отмечая позитивные изменения, заложенные в поправках Минфина, считает, что нововведения могут не понравиться как самим страховщикам, так и водителям. В интервью агентству REGNUM он, в частности, отметил, что установка за свой счет средств телематики на автомобили клиентов приведет к расходам компаний», а желание самостоятельно распоряжаться повышающими коэффициентами, не исключено, обернется тем, что «водители могут столкнуться с увеличением цен на услуги страхования».
Что в конечном итоге останется от поправок Минфина, сказать сейчас сложно, поскольку Российский союз автостраховщиков по-прежнему остается влиятельной структурой, хоть в последнее время и потерял былую силу.