Вслед за повышением пенсионного возраста и НДС правительство планирует провести ещё одну масштабную реформу. На сей раз — в сфере бытовых энергоуслуг. Речь идёт о реанимации и развитии проекта социальной нормы энергопотребления для граждан, замороженного в 2014 году. Но в этот раз задумка будет отличаться тем, что в нынешнем варианте эта норма относится уже не к отдельному человеку, а к «точке подключения». То есть, к домохозяйству в целом.
В эту категорию сразу попадают и одиноко живущие пенсионеры, и семьи с детьми. Проект пока вызывает массу вопросов, остающихся без ответа на уровне обывателя. Но даже сейчас понятно — тарифы подрастут минимум на 10%, рассуждают эксперты, опрошенные News.ru.
Кого не приравняют к населению
Схему, выдвинутую Минэнерго и Минэкономики, в целом одобрил вице-премьер Дмитрий Козак. Ведомства должны внести проекты документов до 15 января 2019 года. Соцнорма, по предлагаемому варианту, фиксируется на 300 кВт/ч в месяц и оплачивается по базовому тарифу. Если домохозйяство «сожжёт» свыше 300 кВт/ч — по повышенному, свыше 500 кВт/ч — по «экономически обоснованному».
Предполагается, что при среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт/ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств. Однако при этом, как отмечает «Коммерсант», правительство может сократить число категорий потребителей, приравненных населению.
Сейчас в эту категорию включены садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, религиозные организации, воинские части, места лишения свободы.
При этом, согласно предлагаемой норме, будет поэтапно увеличиваться понижающий коэффициент — от 0,7 до 1. Речь идёт о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.
Проблема перекрёстного субсидирования
Идея связана, в первую очередь, с очередной попыткой решить проблему перекрёстного субсидирования — снижением цен для одних групп потребителей за счёт других. Такая система, во многом связанная с непорядком в электросетях, их неэффективностью, сложилась в 1990-е годы и носит ярко выраженный «социальный» характер. Сейчас в России в среднем тарифы для населения в 1,8 раза ниже экономически обоснованного уровня. Разница покрывается повышением цен для промышленности.
Соцнорму на свет пытались ввести в 2013 году. В семи пилотных регионах была установлена норма в 50−190 кВт/ч в месяц на человека, а с июля 2014 года она должна была заработать по всей стране. Но тогда реформу отложили на два года, а к 2016-у о ней фактически забыли. Правительство прислушалось к губернаторам, опасавшимся роста социальной напряжённости. Сомнения вызвали и результаты внедрения соцнормы в регионах. Хотя, по данным Минстроя, в схему вписались 80−90% домохозяйств, в Забайкалье, к примеру, в неё попали только 9% домохозяйств из одного человека, а в новостройках бизнес-класса с электроплитами 43% семей вышли за её рамки.
Введение нормы энергопотребления не привело к экономии энергии, констатировали в Счётной палате. Более того, по данным антимонопольной службы, это увеличило расходы промышленных потребителей, а, значит, обострило проблему «перекрёстки». Объём дополнительной нагрузки, создаваемой перекрёстным субсидированием для промышленности, сегодня оценивается в 80 млрд рублей в год.
Сама же базовая величина соцнормы сильно дифференцирована: в Иркутской области она достигает 225 кВт/ч, а в Забайкалье составляет лишь 65 кВт/ч.
Евгений Блех, замдиректора Центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС:
Любые идеи должны просчитываться. Перед тем как ввести такую социальную норму, надо взять бумагу и карандаш и просчитать все риски. Не уверен, что это сделано. Для меня непонятно, как эта схема соотносится с доходами населения, со среднесемейным потреблением электроэнергии. Я этих цифр не видел. Соблюдение этой нормы будет очень сложно администрировать, поэтому пилотный проект и зачах в своё время. Представляете, по каждому домохозяйству надо вести учёт, узнавать, сколько кто потребил электроэнергии, потом пересчитывать. Одним словом, волокита. Есть тариф и есть потребление, вот и всё. Ну и платите.
Сергей Смирнов, доктор экономических наук:
Очевидно, реализация этого предложения позволит получить некий экономический эффект, приведёт к росту доходов производителей и поставщиков электроэнергии. Значит, определённые резоны здесь есть. Не забудем также, что энерговооружённость российских домохозяйств существенно выросла по сравнению с советским периодом. Например, появилась бытовая техника, предвидеть массовое появление которой было невозможно. Однако возникает вопрос — насколько эта норма побудит нас с вами экономить электроэнергию? Возможно, будут введены какие-то региональные коэффициенты, поскольку одно дело, если вы живете в Норильске, а другое — в Сочи или Краснодаре. Понятно, что там, где зима длится девять месяцев, нормы должны быть гораздо ниже. Другое дело, что нынешний проект идёт в связке с недавними непопулярными реформами, в первую очередь, с повышением пенсионного возраста. Видимо, правительство решило выстрелить «залпом». Выгодно это для нас или нет — надо считать. Очень многое зависит от того, сколько потребляет домохозяйство. Смущает то, что за единицу измерения взят не конкретный человек, а домохозяйство, независимо от количества людей в нём. В целом тарифы едва ли вырастут очень сильно, максимум — на 10%, поскольку речь идёт о постепенном повышении с учётом плавающих показателей — норм расхода, тарифов за превышение и так далее. И потом, наверняка будет сделаны корректировки по результатам первого года.