Украина к 2013 году оказалась в глубоком финансовом кризисе. Страна нуждалась во внешних кредитах, поскольку ее экономика столкнулась с серьезными проблемами. Президент Виктор Янукович и правительство Николая Азарова возлагали надежды на помощь Москвы. Оппозиция мечтала о том, что евроинтеграция страны сама по себе решит многие ее проблемы. В этом она смогла убедить часть населения Украины, которая стала движущей силой протестов, приведших к трехмесячному Майдану, госперевороту и потере юго-восточных регионов. О событиях десятилетней давности — в материале NEWS.ru.
Как начинался протест
Еще мае 2009 года Украина была включена в программу «Восточное партнерство», направленную на развитие сотрудничества Европейского союза с бывшими республиками СССР. Это позволило Киеву в марте 2012 года парафировать соглашение об ассоциации с ЕС. Подписание этого соглашения планировалось на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе 28–29 ноября 2013 года. Но за неделю до саммита правительство Украины во главе с Николаем Азаровым приостановило процесс заключения соглашения, ссылаясь на крайне тяжелую экономическую ситуацию.
Украинское правительство заявило, что переговоры об ассоциации будут приостановлены до тех пор, пока ЕС не согласится предоставить Киеву компенсацию экономических потерь, которые последуют от разрыва с Россией. Но, как утверждал в те дни премьер-министр Николай Азаров, во время переговоров с ЕС Киев получил только «устное обещание, что в течение семи лет Украина может рассчитывать на один миллиард евро — это, можно сказать, помощь нищему на паперти».
Россия действовала куда расторопнее. 17 декабря 2013 года она заявила о готовности предоставить Киеву финансовую помощь в размере $15 млрд, которая могла спасти украинскую экономику. О выделении кредита было официально объявлено во время визита в РФ президента Виктора Януковича. 23 декабря российский премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил о фактическом переводе Украине первой части кредита в размере $3 млрд.
Украинская оппозиция заявила, что кредитная помощь Москвы есть не что иное, как плата за отказ от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. С лозунгом «Украина — это Европа» оппозиция стала поднимать людей на протесты.
Хронология Майдана
21 ноября 2013 года за подписью премьер-министра Украины Николая Азарова вышло постановление правительства страны о приостановке процесса подготовки к заключению соглашения между Украиной и Европейским союзом. В этом же документе говорилось о восстановлении активного диалога с Россией и «другими странами Таможенного союза», в который тогда, кроме РФ, входили Белоруссия и Казахстан.
В тот же день лидер парламентской фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк заявил в Верховной раде, что приостановка работы над соглашением об ассоциации с ЕС — это основание для импичмента президенту Януковичу и отставки правительства Азарова.
Оппозиция заблокировала парламент и объявила о проведении народного веча на площади Шевченко в Киеве 24 ноября. А журналист Мустафа Найем опубликовал в Facebook (в РФ запрещен) пост: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей». Примерно в 22 часа на площади собралось до двух тысяч человек. Они держали в руках флаги ЕС, в тот же вечер появился слоган «Украина — это Европа».
22 ноября на площади собралось около пяти тысяч человек. Немногочисленные митинги протеста начались во Львове, Донецке, Виннице, Сумах, Николаеве. На киевской площади установили сцену, пункты для обогрева и копилку для «сбора средств на евроинтеграцию».
24 ноября на площади собралось около 50 тысяч человек, среди них было много студентов Киево-Могилянской академии. Организаторы объявили о бессрочной акции протеста. Произошли первые столкновения с милицией, после того как протестующие попытались прорваться к входу в здание правительства.
Как протесты пошли на спад
28 ноября в Вильнюсе начался саммит «Восточного партнерства», на котором соглашения об ассоциации с ЕС парафировали Грузия и Молдавия. Украина подписывать его отказалась.
Несмотря на это, активность протестующих на площади стала снижаться. Организаторы демонтировали сцену и свернули аппаратуру. В палатках оставалось около тысячи человек, которые тоже стали осознавать тупиковость протеста. Эксперты утверждают, что Майдан с высокой вероятностью мог закончить свое существование к первым числам декабря.
Что изменило ситуацию кардинальным образом
Но рано утром 30 ноября произошла зачистка площади. В 4 часа утра несколько тысяч бойцов спецназа «Беркут» попытались вытеснить протестующих с площади Независимости. В ход пошли спецсредства. Травмы разной степени тяжести получили более сотни протестующих и 12 правоохранителей. 33 майдановца были задержаны. Оппозиция воспользовалась силовой операцией и смогла вернуть на улицы протестующих людей, но уже в гораздо большем числе. Был создан «Штаб национального сопротивления».
11 декабря спецподразделения МВД Украины предприняли еще одну попытку вытеснить протестующих с площади, но и она закончилась неудачно, вызвав новый всплеск протестной активности киевлян. Одновременно стали собираться массовые митинги и в поддержку действующей власти. Люди съезжались в Киев со многих городов Восточной и Южной Украины. Поддержку Януковичу координировала Партия регионов во главе с Николаем Азаровым. 14 и 15 декабря участники Майдана и «Антимайдана» проводили свои митинги в 200 метрах друг от друга. На обеих акциях было примерно по 50–60 тысяч человек.
Конец декабря и первая половина января 2014 года прошла в режиме постоянных митингов по всей Украине. Как в Киеве, так и в других городах страны проходили альтернативные митинги с зеркальными требованиями: одни добивались отставки Януковича и Азарова, другие пытались оказать им поддержку, обвиняя оппонентов в том, что они пошли на поводу у Запада.
Как начался новый виток противостояния на Украине
19 января в центре Киева произошли новые столкновения между протестующими и милицией, после того как митингующие на площади Независимости решили прорваться через кордон силовиков в направлении дома правительства и здания Верховной рады. Около сотни человек с обеих сторон были вынуждены обратиться за медицинской помощью.
Но более серьезные действия с трагическими последствиями произошли 18–21 февраля в Киеве. Они начались утром с шествия протестующих численностью около 10 тысяч человек с площади к Верховной раде, которое быстро переросло в уличные бои с силовыми подразделениями. К вечеру силовикам удалось вытеснить протестующих к площади, прорвав построенные в центре Киева баррикады. Начался очередной штурм площади силами элитного спецподразделения «Беркут», который власти официально назвали антитеррористической операцией. В палаточном лагере произошел пожар. Появились первые жертвы.
Столкновения продолжались всю ночь, пока на подмогу майдановцам не прибыло подкрепление из регионов. Им удалось отстоять лагерь. В последующие два дня противостояние продолжилось. Во Львове и Тернополе объявили всеобщую мобилизацию и поход на Киев. Янукович пообещал досрочные президентские выборы, но на фоне протестов в сопровождении охраны вылетел в Харьков, откуда через Крым уехал в Россию. В Киеве снайперы стали стрелять как по протестующим, так и по правоохранителям. По разным оценкам, с 18 по 20 февраля 2014 года на площади Независимости и около нее погибло от 78 до 83 активистов, от ранений в последующие дни умерли еще 20 протестующих. Погибших майдановцы окрестили «Небесной сотней».
До сих пор неизвестно точно, откуда взялись эти снайперы и кто ими командовал. По словам Януковича, за ними стояли тогдашний спикер Рады Андрей Парубий и народный депутат Сергей Пашинский. Об этом Янукович заявил на пресс-конференции 6 февраля 2019 года. Сторонники экс-президента много раз высказывались о том, что снайперы были из радикального «Правого сектора» (организация признана террористической и запрещена в РФ). Их оппоненты утверждали, что снайперов набрали из спецназа «Беркут». Как отмечают эксперты, если принадлежность снайперов не смогли установить за 10 лет, значит, это невыгодно нынешним властям в Киеве.
После побега Януковича власть в стране перешла к Александру Турчинову, избранному 22 февраля 2014 года председателем Верховной рады. 23 февраля Рада возложила на спикера Турчинова исполнение обязанностей президента Украины.
«Мы не смоги воспользоваться потенциалом „Антимайдана“»
Экс-премьер Украины Николай Азаров накануне 10-летия начала Майдана дал интервью NEWS.ru, в котором объяснил, почему он решил уйти в отставку накануне госпереворота в Киеве, и рассказал о причинах, которые привели страну к столь трагичным событиям. Публикуем фрагмент этого интервью.
— Николай Янович, вы не считаете отставку ошибкой? Ведь в случае бегства Януковича вы бы автоматически стали и. о. главы государства. Значит, во главе государства не появился бы такой человек, как Турчинов. Вы бы наверняка сумели сохранить управляемость государственного аппарата и избежать сползания страны в гражданскую войну?
— По-другому я поступить не мог. Во-первых, согласия премьера не требовалось, Янукович мог это сделать и без разговора со мной. Но он хотел сохранить со мной нормальные отношения, поэтому он обратился с просьбой уйти, поскольку другого выхода у нас, мол, нет. Я сказал ему, чтобы он подписал указ о моей отставке только после того, как разоружат Майдан, а его участники разойдутся по домам. Но он этого не сделал. Узнав об отставке, они еще больше обнаглели и радикализировались.
— Сторонники Майдана много говорили, что народ Украины поддержал их. На самом ли деле большинство жителей Украины были на стороне Майдана? Если нет, то почему Петру Порошенко удалось 25 мая того же года набрать явное большинство голосов?
— Нет, большинство их не поддержало, а, наоборот, выступало за стабильность, за сохранение законной власти. Но за нами были регионы, а вот Киев был не наш. Революции делаются не в глубинке, а в столице. Даже в лучшие годы для нашей политической партии она набрала 22% на выборах в Киеве, а националистические партии — до 70% голосов. Дело в том, что в 1990-х годах в Киев переехало много людей из западных областей, и это были не рабочие, а представители сфер образования, науки, культуры. Произошел перекос во взглядах киевлян. Начиная с 1996 года Киев был настроен против нашей политической силы и против Москвы.
Но в те тревожные дни в Киеве, в Мариинском парке, собрался «Антимайдан». Людей здесь было не меньше, чем на площади Независимости. Но почему-то ни западные, ни российские СМИ «Антимайдан» не освещали, в отличие от Майдана. А ведь в Мариинском парке были ребята, готовые разогнать всех, кто собрался на площади. Каждый день приезжали наши сторонники из Донецка, Луганска, но они действовали спонтанно. А у Майдана было все подготовлено и организовано заранее: из западных областей приезжали новые партии людей, сменяли тех, кто находился на площади долго. В Киеве они снимали квартиры.
Увы, мы не смогли воспользоваться антимайдановским потенциалом ради стабилизации ситуации. Никакого оружия у этих людей не было, а вот майдановцев к 10 февраля уже хорошо вооружили автоматами, ружьями, пистолетами. Поэтому мы думали больше, как не допустить столкновений между двумя сторонами.
Победа Петра Порошенко на президентских выборах была достигнута благодаря двум факторам: фальсификациям и короткой памяти тех, кто за него голосовал. Ведь с Порошенко все было ясно еще много лет назад, когда он проявлял себя флюгером. До этого он пытался наладить карьеру у социал-демократов, близких к Леониду Кучме, затем хотел стать фигурой в Партии регионов, потом пристроился к Ющенко. Беспринципный человек.
— Как вы полагаете, если бы не государственный переворот 21–22 февраля, Крым до сих пор оставался бы в составе Украины?
— Если бы не было государственного переворота, то не случились бы территориальные изменения, Украина осталась бы целостным государством.
Полностью интервью с Азаровым будет опубликовано 23 ноября.
Читайте также:
Конфликт Залужного и Зеленского: ждать ли на Украине бунта военных?
«Воюют до конца СВО»: когда мобилизованных вернут домой, что с новой волной
Военэксперт Сивков: позиционного тупика на Украине для российских войск нет