Свой день рождения 5 марта отмечает один из самых противоречивых европейских лидеров — президент Сербии Александр Вучич, лидер страны, которая стремится в ЕС, проводит маневры с НАТО и при этом дружит с Китаем и Россией. Он, вероятно, привык к упрекам в попытках усидеть на двух стульях, лавируя между Западом и Востоком, и утверждает, что сидит только на одном «сербском стуле». Как бы то ни было, Сербия единственная в Европе не ввела санкции против РФ. О парадоксальном лидере с Балкан — в материале NEWS.ru.
Как Белграду достается от Запада
«У нас только один стул, наш собственный, и мы твердо держимся за этот сербский стул. Второй стул нас нисколько не интересует», — заявил однажды Александр Вучич — сербский лидер, которому 5 марта исполняется 55 лет.
С Запада в адрес Сербии постоянно сыплются упреки в том, что она недостаточно демонстрирует приверженность общим ценностям. Очень болезненным для Вучича стало недавнее обвинение, мол, ради БРИКС он вообще готов отказаться от евроинтеграции. По заявлению эксперта Американского института предпринимательства Иваны Страднер, у Вучича «сердце лежит в Москве, а кошелек — в Брюсселе».
Президент во время брифинга вынужден был давать отповедь этому эксперту (запись была опубликована на YouTube-канале сербского лидера): «Откуда она знает, о чем я думаю? Разве они мне вставили какой-то чип и сейчас занимаются тем, что читают мои мысли, что мне снится и о чем мечтаю? Они что, сошли с ума все вместе?»
Тем не менее Вучич и впрямь предпочел отказаться от поездки на саммит БРИКС в Казани, хотя и получил ранее приглашение от президента РФ Владимира Путина. Вместо этого он встретился с премьером Польши Дональдом Туском, главой правительства Греции Кириакосом Мицотакисом и главой Еврокомиссии.

Почему для России Сербия — идеальный партнер
По мнению профессора кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, эксперта клуба «Валдай» Станислава Ткаченко, Вучич проводит политику гибкую и, в принципе, коренным интересам РФ она не противоречит. «Мы не считаем, — сказал Ткаченко NEWS.ru, — что он „переобувается“ на ходу в зависимости от ситуации, мы понимаем, что он президент страны, где абсолютное большинство населения уже давно решило, что они хотят вступать в Европейский союз».
Скорее всего, в глубине души Вучич не хочет вступления в ЕС, подозревает Ткаченко, — более того, он понимает, что это и невозможно. «Но я был наблюдателем на президентских выборах в Сербии — и могу сказать, что почти вся страна, за исключением небольшого круга людей, мечтает о евроинтеграции. Поэтому Вучичу, безусловно, приходится быть гибким президентом», — рассказал эксперт.
«Вообще, Россия делит всех президентов на суверенных и не суверенных. Вот с точки зрения Москвы, Сербия не вполне суверенная из-за санкций против нее и последствий войны Запада против нее, но она гораздо более суверенная, чем другие страны Европы. С точки зрения России, у Вучича есть главное свойство — он знает и отстаивает национальные интересы своего государства. И для России это, в общем, свойство идеального партнера», — считает Ткаченко.

Каким был путь Вучича к президентскому креслу
Вучич родился 5 марта 1970 года в Белграде. Отец был экономистом, а мать журналистом — работала на радио и телевидении Сербии.
В гражданской войне, охватившей Югославию в начале 90-х, будущий президент не участвовал. В разгар боев, в 1994 году, Вучич с отличием окончил юрфак Белградского университета, получив стипендию Фонда развития молодых ученых. Затем Вучич и вовсе покинул родину и целый год совершенствовал английский в Брайтонском университете в Великобритании.
В политике Вучич с 23-летнего возраста. Еще в 1993 году он вступил в Сербскую радикальную партию (СРП), которая поддерживала тогдашнего лидера Слободана Милошевича. Партия выступала категорически против сближения с Евросоюзом, но за тесное сотрудничество с Россией. Внутри СРП он сделал стремительную карьеру и уже на следующий год в возрасте 24 лет стал ее генеральным секретарем. Лишь много лет спустя из-за разногласий с однопартийцами Вучич вышел из СРП, а в октябре 2008 года вместе с Томиславом Николичем основал правоцентристскую Сербскую прогрессивную партию (СПП). Партия выступает за целостность Сербии и за дружбу с Россией, но также — за интеграцию Сербии в ЕС.

В те годы Вучич много работал как в Скупщине (парламенте), так и в правительстве. Он занимал посты министра информации, министра обороны и секретаря Совета по национальной безопасности при президенте Сербии.
В апреле 2014 года Вучич стал председателем правительства. Приоритетами своего кабинета он называл европейскую интеграцию, близкое сотрудничество с Россией, США, Китаем, а также решение внутренних социальных проблем. В 2017 году Вучич стал кандидатом от СПП на президентских выборах и в первом же туре был избран новым президентом. Спустя пять лет, в 2022 году, избиратели вновь оказали доверие Вучичу, и он переизбрался.
Одновременно с дружбой с Москвой Вучич активизировал сотрудничество с Китаем. Так, за 10 лет Китай вложил в сербскую экономику $5,5 млрд.
Сколько стоит устранить президента Сербии
Несмотря на постоянное давление Брюсселя, Сербия остается верна своему решению не присоединяться к санкциям в отношении России. При этом Белград сохраняет военный нейтралитет, отказываясь от вхождения в НАТО и другие военно-политические блоки. Но при этом сербская армия регулярно проводит общие маневры с Альянсом.

Судя по данным сербских спецслужб, которыми пользуется сам Вучич, Запад не жалеет средств на свержение сербского лидера, подогревая оппозиционные настроения внутри страны, финансируя прозападные силы. Недавно президент посчитал, сколько денег было вложено за 10 лет для его устранения, — это €3 млрд (около 303 млрд рублей), которые поступали из-за границы. Как допустил политик, внешним врагам республики не нравилась ее самостоятельная и независимая позиция на международной арене.
«Думал, что из-за границы вложили в последние 10 лет 1,5 млрд, а когда начал считать, получилось 3 млрд. Например, некий фонд „Траг“ получил €28 млн, вы когда-нибудь слышали о нем?» — риторически спросил как-то журналистов Вучич.
Кто для России Вучич — друг или временный попутчик
С начала конфликта на Украине Вучич заявлял, что Запад оказывает на него небывалое давление, заставляя Белград ввести санкции против России. В конце концов Сербия поддержала резолюцию Генассамблеи ООН, осуждающую «российское вторжение».

Однако Россия неизменно старается поддерживать Сербию и даже не упрекать официально за те действия, которые никак не назовешь дружественными. Пример — недавний казус с голосованием делегации Сербии на заседании Генассамблеи ООН за западную резолюцию по Украине: когда в планах было воздержаться, но дипломаты из Белграда «перепутали» кнопки. Всех, кого огорчило это обстоятельство, поддержала представитель МИД Мария Захарова. В своем Telegram-канале она обратилась к сербскому народу на его родном языке.
«Мы знаем, что сербский народ нас не предаст. Мы слышим отголоски ваших сердец, неравнодушных и полных поддержки. Мы чувствуем любовь народа Сербии», — заявила Захарова.
Вучич для России больше друг, чем враг, считает Станислав Ткаченко.
«Он нам не союзник, но, безусловно, он нам друг. И Россия воспринимается как друг в глазах абсолютного большинства населения Сербии. И есть факт, что сегодня Сербия — единственная страна в Европе, которая не присоединилась к санкциям. Даже Венгрия, несмотря на все жесткие заявления Орбана, присоединилась ко всем 16 пакетам санкций. А Сербия — нет», — еще раз напомнил эксперт.
Читайте также:
В сербском баскетбольном клубе объяснились за «Катюшу» на матче с Литвой
Суд вынес приговор лидеру Республики Сербской
В Сербии усомнились в правдивости слов Вучича об ошибке в голосовании ООН