Появившиеся откровения экс-премьера Израиля Нафтали Беннета, подтвердившего, что Владимир Путин дал ему лично гарантии безопасности Зеленского, лишний раз доказали сохранение доверия между обоими государствами. Неудивительно, что и новый премьер Израиля Биньямин Нетаньяху, которого всегда отличали уважительные отношения с Владимиром Путиным, тоже решил попробовать себя в роли российско-украинского миротворца. Во всяком случае он допустил такую возможность, не отказываясь в то же время от перспектив поставок Украине систем ПВО «Железный купол». Иными словами, его стартовые позиции в этом сложном процессе мало чем отличаются от стиля того же Реджепа Тайипа Эрдогана.

Впрочем, отличие, конечно, в том, что Израиль — это не только страна с неплохими позициями, но и в некотором смысле сетевая политическая структура с опорой на многочисленные и влиятельные еврейские диаспоры, умеющие отстаивать свои стратегические интересы. А в том, что диаспоры на фоне событий на Украине усилили свою активность, нет большого секрета. Некоторые инсайдеры утверждали, что и в Кремле связывали определенные надежды с влиянием таких горизонтальных диаспорных отношений для улучшения взаимопонимания с Киевом.

Надо помнить, что у власти в Киеве сейчас находятся яркие представители днепропетровского клана, к которому принадлежит и сам Владимир Зеленский. Причем Днепропетровск, а ныне Днепр, остается в целом центром украинской общины. Еще весной ковидного 2020 года, после внезапной и таинственной смерти Аллы Вебер — вице-президента Mercury и фешен-менеджера ЦУМа немало было разговоров о том, что ее связи на Украине, в частности в религиозных днепропетровских кругах, хотели бы использовать для налаживания более обстоятельного и конструктивного разговора с новой властью Незалежной.

Владимир ЗеленскийФото: president.gov.uaВладимир Зеленский

И нынешние бесконечные метания Романа Абрамовича имеют четкое объяснение. Не зря он пытался играть посредническую роль в обмене пленными и в ходе стамбульских переговоров, а заодно выступать в качестве, как утверждают, контактера, участника процесса взаимного обмена информацией в негласных сношениях Москвы и Киева. Его действия логично проистекают из надежды усидеть на двух стульях, сохранив все непосильным трудом нажитое и там, и здесь. Тем более он, как считается, поддерживает дружеские отношения и с Давидом Арахамия — лидером фракции партии «Слуга народа» в Раде. В его положении оказались немало олигархов, для которых нынешний конфликт стал моментом крушения привычной ситуации.

У Израиля же, союзника США, которые усиливают свое давление на Тель-Авив, положение весьма сложное. Израильские власти так и не решились примкнуть к антироссийским санкциям, сохраняя выигрышные позиции на внутрироссийском рынке. К тому же позиция России крайне важна для израильтян в плане обеспечения собственной безопасности. Как в свете действий России в Сирии, где не пресекаются маневры израильской авиации, так и в плане перспектив развития российско-иранского сотрудничества в сфере мирного атома, в области передовых военных технологий.

К тому же Украина слишком большая страна для того, чтобы в случае крайнего обострения обстановки, израильтяне смогли бы быстро эвакуировать диаспору, на которую могла бы обрушится месть терпящих поражение отпетых нациков.

Не исключено, что Израиль может подключиться к международным коллективным усилиям по урегулированию конфликта на Украине, как об этом на днях высказался президент Бразилии Лула да Силва. Вот только для такой миссии Израиль не должен идти дальше кокетства с прибывающими якобы для лечения боевиками нацбатов и не поддаваться уговорам поставлять современные вооружения Украине.