Борющиеся с экстремистами вооружённые силы Ирака отказываются от американских танков M-1 Abrams и переходят на российские Т-90. Как сообщает в официальном заявлении Министерство обороны Ирака, завершено формирование 35-й танковой бригады 9-й бронетанковой дивизии, укомплектованной 39 танками российского производства. Офицеры бригады прошли переподготовку под руководством российских специалистов. Были ли инструкторы кадровыми военными, гражданскими сотрудниками Уралвагонзавода или бойцами ЧВК, иракцы не уточняют, хотя этот странный вопрос мучает ряд американских журналистов.
По открытым данным известно, что правительство Ирака заключило в 2017 году с Уралвагонзаводом контракт на поставку 73 танков Т-90С и Т-90СК («командирский» вариант той же модификации. — News.ru). Первая партия российских танков (39 машин) поступила в страну ещё в феврале. Представители российского ВПК не комментируют номенклатуру поставок Багдаду российских вооружений. В частности, неизвестно, оборудованы ли поступившие в распоряжение иракцев танки противоракетной системой активной защиты «Штора-1», от которой могли отказаться из соображений экономии.
Армия Ирака в боевых действиях использует не только американские танки и бронемашины. На вооружении иракских военных после активных боёв с «Исламским государством» (запрещено в РФ) остаётся около сотни основных боевых танков M-1 Abrams. Кроме того, в стране осталось немало образцов старой советской техники времён Саддама и танки, которые власти Ирака закупали уже в постхусейновский период у Венгрии и Чехии.
Ранее сообщалось, что в Ирак из России были поставлены боевые вертолёты Ми-28Н, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», вертолёты Ми-35, штурмовики Су-25, тяжёлые огнемётные системы ТОС-1А «Солнцепёк».
«Абрамсы» уезжают в Тегеран
Американское военно-аналитическое издание The War Zone полагает, что переход иракских военных с американских «Абрамсов» на российские Т-90 — скорее вынужденная, чем добровольная мера. Во-первых, отмечают авторы материала, «более тяжёлый и совершенный» Abrams является в то же время и более дорогостоящим в эксплуатации. Во-вторых, в мае Пентагон ввёл ограничения на техническое обслуживание находящихся в Ираке американских танков и броневиков, обязав официальный Багдад регулярно сообщать о нахождении и состоянии поставленной США бронетехники.
Раздражение Пентагона вызвал факт передачи Abrams, а также бронеавтомобилей и бронетранспортёров американского производства Силам народной мобилизации, в состав которых входят проиранские шиитские группировки. В феврале наличие у Сил народной мобилизации (аль-Хашд аш-Шааби) американской бронетехники подтвердил официальный представитель Министерства обороны США Эрик Пахон в интервью Military Times. По его словам, иракские военные передали ополченцам по крайней мере девять американских танков, некоторые из которых, предположительно, были уничтожены курдами во время прошлогодних боёв в Киркуке.
#Video shows the American Abrams #tank that #PMF used yesterday to attack #Kurds but was destroyed in a counter attack. #TwitterKurds pic.twitter.com/TYmLkIVjU1
— Kurdistan 24 English (@K24English) October 21, 2017
Силы народной мобилизации — действующая при поддержке иракского правительства коалиция, в состав которой входит более 40 в основном шиитских группировок. Некоторые руководители входящих в «Аль-Хашд аш-Шааби» отрядов, в частности Абу Махди аль-Мухандис (глава «Катаиб Хезболла»), признаны в США террористами. Ряд западных изданий указывал на тесные связи ополченцев с Корпусом стражей исламской революции в Иране. Тегеран не скрывает участие собственных военных советников в формировании иракского шиитского ополчения. Помимо борьбы против ИГ, Силы народной мобилизации совместно с вооружёнными силами Ирака участвовали в прошлогодней зачистке Киркука от курдских отрядов.
По мнению The War Zone, приобретая российское оружие, иракское правительство пытается выйти из-под плотной военной опеки США за счёт усиления связей с РФ. Издание полагает, что ещё до парламентских выборов премьер-министр Ирака Хайдер Джавад Аль-Абади взял уверенный курс на дальнейший разрыв отношений с Соединёнными Штатами в пользу Ирана и России.
Авторов материала беспокоит растущее влияние Москвы и Тегерана в Ираке, которое впоследствии может негативно для США отразиться на формировании будущего коалиционного правительства в стране.
«Количество сделок между Ираком и Россией, скорее всего, будет только расти, в случае, если Кремль будет продолжать демонстрировать большую, чем у США, готовность продавать более современное оружие без существенных ограничений тем, кто сформирует следующее правительство в Багдаде. Россия наверняка будет рада попробовать предложить себя в качестве альтернативы американцам. Как мы неоднократно отмечали, Россия стремится расширить своё влияние на Ближнем Востоке, используя любые потенциальные расколы между Соединёнными Штатами и их традиционными союзниками в регионе. Кремль при Владимире Путине уже приложил значительные усилия для улучшения и расширения связей с Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ», — заключает издание.
У страха глаза велики
Программный координатор Российского совета по международным делам Руслан Мамедов в беседе с News.ru отмечает, что Силы народной мобилизации «является абсолютно законным формированием, два года назад включённым в состав вооружённых сил Ирака, полностью подчиняющимся иракскому правительству и напрямую премьер-министру». «США боятся, что американская техника попадает к людям, которые в составе радикальных шиитских группировок убивали ранее американских солдат. Иран действительно изначально помогал в организации Сил народной мобилизации для борьбы с ИГ. Но в целом формального повода быть недовольными у американцев нет», — полагает он.
Что касается «руки Москвы» в Багдаде, то и здесь, по мнению Мамедова, опасения аналитиков The War Zone сильно преувеличены. «Российская военная техника и ранее поставлялась в Ирак, и Вашингтон смотрел на это спокойно. Первые крупные оружейные контракты между Москвой и Багдадом были подписаны ещё в 2012 году», — напоминает политолог.
Также, по словам Мамедова, хотя многих простых иракцев и раздражает американское военное присутствие в стране, с ним предпочитают мириться из прагматичных соображений. «Сами американцы никуда уходить из Ирака не собираются, недавно НАТО решило направить в страну дополнительные несколько сотен военных советников», — отмечает эксперт.
Мамедов напомнил, что на данный момент в Ираке не сформировано правительство, поскольку объявлен пересчёт голосов на прошедших недавно парламентских выборах. «Россия старается поддерживать контакты со всеми политическими силами в Ираке, не делая ставку на каких-то конкретных игроков. Сейчас ситуация в стране такова, что все стороны заинтересованы в первую очередь в стабилизации обстановки, а не в борьбе за гегемонию», — резюмирует востоковед.