По мере приближения майских выборов в Европарламент политические силы пытаются формировать неофициальные союзы и разработать выигрышные проходные комбинации. Французские «жёлтые жилеты» пока не могут предложить внятной повестки для внутренней аудитории, но уже ведут переговоры с итальянскими евроскептиками.

Встреча итальянского вице-премьера Луиджи Ди Майо с представителем «жёлтых жилетов» Кристофом Шалансоном — недопустимая провокация для стран-партнёров в рамках Европейского союза, заявил 7 февраля МИД Франции.

«Господин Ди Майо, на которого возложены правительственные полномочия, должен позаботиться о том, чтобы не подрывать наши двусторонние отношения своим повторяющимся вмешательством», — отметили во внешнеполитическом ведомстве Пятой республики.

Накануне Ди Майо, лидер правопопулистской партии «Движение 5 звёзд» (M5S), победившей на выборах в марте прошлого года вместе с антимигрантской партией «Лига», сообщил в Twitter о встрече в Париже с представителем «жёлтых жилетов» в департаменте Воклюз Кристофом Шаленсоном и кандидатами движения, выдвинутыми на майские выборы в Европарламент. В переговорах также принимали участие представитель M5S Алессандро Ди Баттиста и действующие депутаты Европарламента от этой политической партии. У M5S и «жёлтых жилетов» много общих ценностей, среди которых защита граждан, социальных прав и демократии, отметил вице-премьер.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Ветер перемен пересёк Альпы», — подписал многозначительной фразой общую фотографию Ди Майо и указал на возможность проведения следующей встречи в Риме.

Это не первый раз, когда Ди Майо публично выразил восхищение представителями французской протестной волны. В начале января лидер итальянской партии опубликовал письмо под названием «Жёлтые жилеты, не сдавайтесь», в котором поддержал организаторов движения и предложил им свою помощь. Он призвал движение не сдаваться, сказал, что Италия с первого дня следит за борьбой, а демонстрации напомнили ему о духе, который породил M5S в 2009 году.

В свою очередь, Кристофор Шалансон в интервью французскому изданию Le Parisien заявил, что, хотя обе стороны «практически обо всём договорились», пока рано говорить о формировании альянса для выборов в Европарламент. При этом отрицательно ответил на вопрос журналиста, не боится ли он, что Ди Майо манипулирует французской оппозицией. Как отметил The Guardian профессор политологии в Университете Луисса в Риме Массимилиано Панарари, теряющая популярность партия M5S использует французских активистов для поднятия рейтинга, поскольку президент Макрон — идеальная цель для нападок популистских движений. По сообщениям итальянской прессы, представительница «жёлтых жилетов» Ингрид Левавассер, возглавляющая список из 10 кандидатов на выборах, встретится с членами M5S в Риме уже на следующей неделе.

Симптоматично, что два лидера «жёлтых жилетов» Максим Николь и Эрик Друэ отметили, что с ними Ди Майо не связывался, а движение является строго аполитичным и не намерено «прогибаться под европейцев».

Фото: Estelle Ruiz/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

«Я могу вам сказать, что ни со мной, ни с Эриком Друэ итальянский вице-премьер не связывался. Вы должны понимать, что эта встреча — инициатива политизированной партии, которая не представляет движение "жёлтых жилетов", — сказал Николь. — Если Ди Майо позвонит мне, я даже не подниму трубку».

Именно отсутствие чётких политических целей и ярко выраженных лидеров привело «жёлтых жилетов» в тупик, считают эксперты. Изначально движение представляло собой стихийный протест, что помогло активистам добиться от правительства уступок в виде принятого в конце декабря комплекса социальных мер (помощь семьям с низким доходом, заморозка цен на топливо и т. д.). Сейчас на митингах вместо экономических требований всё чаще звучат призывы к отставке Макрона. Резкое повышение ставок поставило «жёлтых жилетов» перед выбором — либо сплотиться вокруг одного политического лидера, либо распасться. Но заявления Ди Майо и Шалансона, как и попытки сформировать некую, пока негласную коалицию, указывают на то, что ликвидация не входит в планы движения. При этом переговоры «жёлтых жилетов» с правопопулистами не нонсенс, а отражение общеевропейского тренда.

Как отмечал News.ru, итальянские популисты усилили контакты с французской оппозиционной партией «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт») Марин Ле Пен — для формирования альянса в преддверии выборов в законодательный орган ЕС. Итальянские популисты неоднократно вели переговоры и с бывшим советником Трампа Стивеном Бэнноном, который публично поставил своей целью сформировать некое популистское общеевропейское ядро. Бэннон встречался с лидером британского движения евроскептиков Найджелом Фараджем и Луи Алио — близким соратником французской ультранационалистки Марин Ле Пен, а после переговоров основал в Брюсселе политическую организацию The Movement («Движение»), призванную пошатнуть и в конечном итоге парализовать Евросоюз. Организация, по словам соратников Бэннона, имеет значительный годовой бюджет и уже начала нанимать сотрудников.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

Такое ощущение, что в Италии есть некая внутренняя конкуренция в правительстве по поводу того, кто ближе к «жёлтым жилетам». Первым симпатии начал выражать министр внутренних дел Маттео Сальвини, который возглавляет партию «Лига». Особенность итальянского правительства — там есть партии, которые носят антиэлитный характер: M5S изначально такая сила, а «Лига» при Сальвини только со временем сильно сдвинулась в антиэлитную и евроскептическую сторону. Соответственно, раз Сальвини активно действует на европейской поляне, логично, что он сблизился с Марин Ле Пен — вместе они готовят большую евроскептическую фракцию в Европарламент. То есть, с одной стороны, существует проевропейская связка — Ангела Меркель и Эммануэль Макрон. При этом Меркель уходит и уже не воспринимается как доминирующая фигура, а Макрон ослаблен после активности «жёлтых жилетов». С другой стороны, есть связка Ле Пен и Сальвини с возможными партнёрами из правопопулистской «Альтернативы для Германии». Это две разные концепции Европы.

Соответственно, Ди Майо не хочется оставаться на втором плане, и он активизировался в том же направлении, что и Сальвини. «Движение 5 звёзд» конкурирует с ним за право называться настоящими евроскептиками, защитниками простого человека. Им интересны выборы в Европарламент, и именно для них они сейчас определяют соотношение, кто более сильный партнёр в рамках итальянского правительства. Изначально сильнее были члены M5S, поскольку партия Сальвини получила меньше голосов. Но теперь «Лига» за счёт своей антимигрантской политики повысила популярность, а «жёлтые жилеты» стали частью внутриитальянской политики.