Один — политтехнолог, помогающий популистам добиться победы в Европе, другой — потенциальный премьер-министр Великобритании. Изгнанный из западного крыла Белого дома бывший главный стратег президента Трампа Стивен Бэннон находится в прямом контакте с бывшим главой Форин-офиса Борисом Джонсоном. Вместе они планируют шаги, которые могут оказать значительное влияние на европейскую политику.
Во время недавнего визита в Лондон, который совпал с рабочей поездкой Дональда Трампа в Великобританию, Бэннон встречался с лидером британского движения евроскептиков Найджелом Фараджем и Луи Алио — близким соратником французской ультранационалистски Марин Ле Пен. После он рассказал, что основал в Брюсселе политическую организацию The Movement («Движение»), призванную пошатнуть и в конечном итоге парализовать Евросоюз. «Организация уже имеет чёткую структуру со значительным годовым бюджетом, и мы начали набирать сотрудников», — отметил помощник Бэннона Рахим Кассам, в прошлом — правая рука Найджела Фараджа.
Как сообщает BuzzFeed News со ссылкой на несколько источников, в Лондоне бывший политтехнолог Трампа не только через интервью местным СМИ призывал Бориса Джонсона бросить вызов Терезе Мэй, называя его «учеником Черчилля», но и лично встречался с экс-министром. «Я уверен, что они не обсуждали счёт игры в крикет», — отметил один из собеседников издания. Другой источник заверил, что Бэннон и Джонсон обменивались текстовыми сообщениями ещё тогда, когда первый работал в Белом доме, а второй — во внешнеполитическом ведомстве. По всей видимости, Бэннон наращивает контакты со «старшими политиками» в правящей Консервативной партии. Известно, что он встречался с Якобом Риис-Моггом, возглавляющим группу консерваторов — сторонников «жёсткого» Brexit.
Дональд Трамп публично отрёкся от своего консультанта в январе 2018 года, назвав его «потерявшим рассудок», поэтому Бэннон как неофициальное лицо имеет право совершать визиты куда угодно и встречаться с кем угодно, что он активно и делает, контактируя с правыми европейскими партиями.
Джонсон после отставки в июле практически не проявляет себя на политическом поле, хотя в его адрес не раз комплиментарно высказывался президент США, а британские эксперты полагают, что рано или поздно он начнёт активную кампанию, чтобы оказать давление на правительство и, возможно, потеснить Мэй на посту премьера или лидера Консервативной партии. Борис Джонсон — последовательный критик «мягкого» подхода премьера к Brexit. Такой сценарий, по мнению евроскептиков, после выхода сделает Великобританию зависимой от Евросоюза и придаст ей, по словам Джонсона, «статус колонии».
Альянс с Джонсоном — известным борцом за Brexit и реальным претендентом на пост премьер-министра — поможет Бэннону стать участником главных политических драм Европы. В то же время, отмечает BuzzFeed News, ассоциирование с фигурой Бэннона может нанести ущерб репутации Джонсона, поскольку британские избиратели рассматривают популистскую риторику Бэннона как слишком правую.
Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий:
Для Бэннона подобные встречи — попытка создать интернационал в правых антиглобалистах. Для него идеология крайне важна, и он исходит из того, что глобализация — большая опасность для мира, поэтому нужно возвращаться к правилам суверенных государств. Бэннон хочет сформировать коалицию, в Америке у него это не получилось, и теперь он обратил внимание на Европу. Его преимущество в том, что он не связан с внутриевропейскими конфликтами, а в ряде европейских стран, например, в Италии, Франции, есть серьёзный общественный запрос на антиглобалистскую политику. Нюанс в том, что правые на прошлых выборах в Европарламент вступили между собой в конфликт, и объединить их сложно, у всех разное видение политической деятельности. Задача Бэннона — предложить общую идеологию, но будут антиглобалисты слушать американца?
Для Бориса Джонсона встреча с Бэнноном — возможность потроллить Терезу Мэй. Общеевропейские выборы для Джонсона неактуальны, но таким он образом он демонстрирует, что ведёт свою игру, а линия, которую отвергла Мэй, получила прямую поддержку правых в Америке.