Бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко (возглавлял ведомство с 2011 по 2014 год) в эксклюзивном интервью NEWS.ru рассказал, что Украина при финансовой поддержке Запада задолго до начала спецоперации РФ готовилась к крупномасштабной войне с Россией. Сейчас, по мнению экс-министра, украинская власть потеряла рычаги управления государством, переговоры с ней малоперспективны, а президент Владимир Зеленский заслуживает пожизненного заключения. Виталий Захарченко назвал три возможных сценария развития новой Украины.
«Большая часть украинцев боится, телефоны прослушиваются»
— Я пытаюсь дозвониться многим известным людям на Украине: актёрам, певцам, которые проживают в Киеве. Все они отказываются разговаривать. Это проявление ненависти, на ваш взгляд?
— Совсем не факт. Некоторая часть жителей Украины действительно буквально нашпигована антироссийской пропагандой. Так как особенно последние годы в украинских СМИ активно насаждалась повестка, что якобы Россия — враг, вот-вот нападёт на Украину и к этому нужно быть готовым.
Скажу больше: существует целое ведомство — так называемое Министерство цифровой трансформации Украины, как раз занимающееся информационными вбросами и плодящее фейки, которыми в настоящее время буквально наводнены соцсети. Но большая часть украинцев боится, так как телефоны прослушиваются, соцсети давно взяты под контроль украинскими спецслужбами во взаимодействии с вышеупомянутым министерством.
Также собирается информация обо всех передвижениях украинцев, не только военнообязанных, но и мирного населения. Свежий пример: несколько моих бывших подчинённых (бывшие сотрудники органов внутренних дел Украины) после событий 2013–2014 годов выехали в Россию, получили российское гражданство. На днях некоторым из них начали звонить родственники с Украины — умоляют вернуться, «покаяться перед Украиной» и рассказать во всеуслышание о том, что якобы Россия — это агрессор. В противном случае (отказа выполнять эти условия) представители националистических организаций пригрозили физическим уничтожением их родных и близких людей. А одному, наоборот, перезвонил родной отец и сказал, что если сын и его сослуживцы возвратятся на Украину, им не будут рады! И сказал дословно: «Будем вас убивать!».
«Я предупредил Януковича об опасности госпереворота ещё в апреле 2012 года»
— Есть мнение, что ВСУ вместе с нацбатальонами планировали начать большое наступление в Донбасс, а затем и в Ростовскую область 25 февраля. Вам что-то известно об этом?
— Я полагаю, что ответ на данный вопрос заключён в словах президента России Владимира Путина, который заявил, что «если драка неизбежна, то лучше бить первым». Подготовка к войне — не с ДНР и ЛНР, а крупномасштабной с Россией — Украиной все эти годы действительно велась. При многомиллиардной финансовой поддержке стран Запада, которые взрастили на свои деньги огромное количество радикальных и неофашистских организаций на территории Украины.
Это была отлично организованная группировка! В своё время на посту министра внутренних дел Украины я создал Управление стратегического анализа и прогнозирования МВД Украины. Мы тщательно исследовали данное явление, собрали подробную доказательную базу и аналитические данные. Всё это в форме доклада я лично предоставил тогдашнему президенту Украины Виктору Фёдоровичу Януковичу.
Также ещё в апреле 2012 года я сообщил ему о том, что в Киеве готовится госпереворот. Через время я доложил секретарю СНБО — Совета национальной безопасности и обороны — Клюеву А. П. о существующих угрозах и, в частности, о многотысячном количестве некоммерческих организаций, напрямую финансируемых из США. Однако Виктор Фёдорович по неизвестным мне причинам оставил все изложенные факты без внимания.
А существовавшее в то время беспрецедентное заигрывание с тогдашней оппозицией привело не только к приходу во власть радикалов от партии «Свобода», но и способствовало ослаблению государственных ветвей власти. Усиление же информационных возможностей олигархов, поддержавших госпереворот, и всех без исключения радикальных националистических неофашистских организаций было запредельным.
«Зеленский демонстрирует полную политическую беспомощность»
— Как вы считаете, у президента Украины Владимира Зеленского есть стратегия вывода страны из кризиса?
— Человек (Владимир Зеленский) без какого бы то ни было опыта, политического и государственного. Какая у него может быть стратегия? Видеокадры, на которых он буквально умоляет «закрыть небо», обращаясь к президенту США Джо Байдену, обошли весь мир. Байден в ответ даёт ему понять, что США закрывать небо не намерены. Иначе это будет третья мировая война, Байден это понимает. А третья мировая — это ядерная. Доводить ситуацию до такой крайности лидеры сверхдержав не намерены.
Но Зеленский продолжает настаивать. Не менее удивительны его противоречивые заявления: то о том, будто «поляки дают 70 самолётов Украине», то о том, что «к нам едут частные компании — 16 тысяч контрактников и они нас спасут». Человек бредит, он в неадеквате. Поэтому какая у него стратегия? Ему что велят, то он и будет делать.
— То есть вы согласны с теми, кто утверждает, что «Зеленский ничего не решает, а решает Байден»?
— Не обязательно решает Байден. Решают радикалы, неонацисты и неофашисты на Украине. Они считают себя «антиРоссией» и до недавнего времени были убеждены в безоговорочной победе над Россией. Выполнять Минские соглашения та сторона изначально не собиралась. Даже несмотря на заявления Зеленского в начале его предвыборной кампании.
Он, как мы помним, обещал прекратить войну на юго-востоке Украины. Я готов допустить, что Зеленский был искренен, просто не понимал на тот момент по-настоящему, какие силы стоят за националистами. А за ними стоят специальные службы Великобритании и США, и это они диктуют условия лидерам нацбатов. А те, в свою очередь, диктуют Зеленскому, что ему делать и как. Он демонстрирует полную политическую беспомощность.
Что будет с Украиной дальше? Три сценария развития событий
— Но если и при прежнем президенте Украины Петре Порошенко, и при нынешнем — Зеленском — экономическое положение страны становилось всё хуже, почему не было реакции украинцев? Ведь согласно поговорке, которая стала мемом буквально на днях, «кошелёк и холодильник — агитаторы гораздо более сильные, чем пропаганда»?
— Вопрос хороший и здравый. Но я ответил на него выше: люди боятся. Весь силовой аппарат украинской власти был нацелен на то, чтобы не дать зародиться политическим силам протестного движения. Оппозиция, так называемая ОПЗЖ («Оппозиционная платформа — За жизнь»), это придаток офиса Зеленского: Лёвочкин, Бойко и прочие, которые рассказывали, будто являются защитниками людей и идеологии юго-востока, на самом деле не выходили из офиса Зеленского, потакали ему во всём.
На Украине за эти годы не появилось реальной силы, способной противопоставить что-либо в политическом и организационном плане действующей нацистской власти. Вся без исключения оппозиция зарабатывала деньги на войне — военном терроре против собственного народа в Донбассе: строила себе дома-замки, а также выводила капиталы в страны ЕС.
Зеленский подконтролен полностью западным спецслужбам, находится в ловушке, на крючке, назовите как угодно. В связи с этим его будущее вызывает очень большие опасения. Сценарии киноисторий, в которых предателя уничтожали собственные же сподвижники или кураторы, грозят воплотиться для него наяву.
Мне кажется, что в минуты просветления Владимир Зеленский сожалеет о том, что в жизни в отличие от кино нельзя сказать «Стоп, снято!» или перемотать плёнку назад. Возможны, конечно, и другие сценарии для этого актёра. Здесь всё зависит не от него.
Если, к примеру, ему отведут роль организатора партизанско-террористического сопротивления, то жизнь ему на некоторое время продлят. И попытаются слепить образ героя, борца за освобождение Украины. В любом случае, на мой взгляд, конец у этого горе-героя будет бесславный.
— Экс-премьер Украины Азаров заявил нам, что украинская армия фактически не подчиняется Зеленскому, там правят националисты и радиальные батальоны. Каковы перспективы ВСУ?
— Они продолжают вести сопротивление войскам Российской Федерации. Но это бесполезная затея без централизованного управления. А управление очевидно утеряно.
Так называемый главнокомандующий... Ну какой из него главнокомандующий? Как он может управлять войсками? Никак. И мы это наблюдаем. Нацбаты, воинские части уже не понимают конечной цели своей военной кампании. Хотя продолжают буквально держать в заложниках мирных жителей, это происходит, скорее, уже по инерции и от страха за собственные жизни.
— Что ждёт Украину дальше?
— Зависит от скорости продвижения российских войск в ходе спецоперации и того момента, когда признают нелегитимной действующую власть.
С моей точки зрения, её уже можно считать нелегитимной. Так как фактически нынешняя украинская власть потеряла все рычаги управления государством, никакие обещания выполнять не в состоянии. В итоге и российская сторона, и так называемые западные партнёры Украины поймут, что с ними (Владимиром Зеленским и его командой) бесполезно вести какие-либо переговоры, правильнее будет создавать альтернативные органы управления.
Сценарии создания новой Украины могут быть различными. Начиная от попытки возрождения Украины времён Януковича путём возвращения Виктора Януковича и его команды, незаконно отстранённых в результате госпереворота от власти в 2014 году. Возможен и вариант разделения Украины на самостоятельные западную и центральную части, по примеру разделения в 1949 году ФРГ и ГДР. Возможен вариант некоего переходного правительства.
На мой взгляд, всё будет зависеть от степени успешности завершения спецоперации, а также стадии, на которой реальные геополитические игроки, стоящие за украинской властью, придут к выводу, что они могут принять решение о прекращении боевых действий на условиях, выгодных для них.
— Накануне в Брестской области Белоруссии завершился третий раунд переговоров России и Украины. По некоторым данным, в них планировал участвовать бывший президент Виктор Янукович. Он действительно участвует в урегулировании ситуации на Украине? Хочет ли Янукович вернуться на Украину в качестве президента?
— Мне об этом ничего не известно. Более того, я с Виктором Фёдоровичем очень давно не общаюсь, наши дороги разошлись много лет назад.
— Среди тех, кто мог бы возглавить Украину в нейтральном статусе, называли Олега Царёва.
— Если Царёв готов и считает, что справится, то он должен заявить свою программу развития, стратегию и идеологию. Пока я не слышал таких заявлений.
— Николай Азаров также неоднократно заявлял, что вывести страну из кризиса могла бы созданная им структура — Комитет спасения Украины. Что вы об этом думаете?
— Николай Янович Азаров — блестящий экономист, он возглавлял в своё время Министерство финансов. Часть украинского общества возлагает определённые надежды на Николая Яновича, его поддерживают. Когда встанет вопрос возрождения экономики Украины, я уверен, что опыт Николая Яновича будет однозначно востребован. Но вот как политическая сила заявленный им Комитет спасения Украины за эти годы, начиная с 2014-го, никак себя не проявил. Кроме выступлений самого Николая Яновича в информационном пространстве.
Между тем самый большой запрос в украинском обществе сегодня — запрос именно на политическую силу, которая смогла бы организовать новое будущее на Украине. И не демагогией и обещаниями, а реальными действиями по возрождению Украины.
При этом важно помнить: Украина — это государство, которое никогда больше не будет прежним. Оно будет каким угодно, но другим.
— Владимир Зеленский уже заявил, что готов обсуждать статус Крыма, ДНР и ЛНР и охладел к вопросу вступления Украины в НАТО. Значит ли это, что президент Украины начинает прозревать?
— Если и так, то он поздно прозрел. О Крыме ему нужно было говорить в 2014 году, а о Донбассе — в 2015–2017 годах. Но у Зеленского впереди ещё очень много «прозрений», вот только они ему не понравятся. Такова жизнь!
— Будучи юристом, каким вы видите будущее Владимира Зеленского и его окружения после всего, что при них произошло в стране?
— Мне очевидно, что лидерами националистических движений, лично Владимиром Зеленским и его ближним окружением нарушены тягчайшие статьи уголовного законодательства, ими совершены тяжкие военные преступления, к которым не применим срок давности.
Для некоторых этих фигур я бы требовал пожизненного заключения, для Зеленского в том числе. И не только для этих лиц, но и для всех, кто находился на руководящих постах после переворота, например для Турчинова, Яценюка, Парубия, Пашинского и так далее. В том числе для Коломойского (Игорь Коломойский) и его сподвижников.