Военный троллинг становится неотъемлемой частью российско-американских отношений. Действия эсминца ВМС США, прошедшего вблизи залива Петра Великого, не нарушают положения морского права — корабль не вторгался в российские территориальные воды. Однако американские военные громко заявляют, что провели операцию по «поддержке свободы» мореплавания, российские — что заставали экипаж боевого корабля на максимальной скорости покинуть район. Пропаганда обеих стран стремится максимально использовать произошедшее в своих целях, но особняком стоит формальный повод, про который никто не вспоминал уже более 30 лет.
Корабль «даже не приближался к территориальным водам России ближе чем на 100 км», заявил 6 декабря официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков, комментируя маршрут ракетного эсминца USS McCampbell вблизи залива Петра Великого в Приморском крае, где находится база ВМФ Тихоокеанского флота. Проход корабля ВМС США контролировался БПК «Адмирал Трибуц» и военно-морской авиацией.
Сейчас американский эсминец находится в 400 км от границы с РФ, заметил Конашенков: «Если экипаж американского эсминца и „продемонстрировал“ что-либо, то это свою неудачную попытку на максимальной скорости уйти от сопровождавших его сил Тихоокеанского флота».
Инцидент с прохождением американского боевого корабля вблизи российских территориальных вод в Японском море произошёл 5 декабря. Цель данного манёвра — «бросить вызов чрезмерным морским требованиям России» и защитить право на свободу навигации, цитирует телеканал CNN заявление пресс-секретаря Тихоокеанского флота ВМС США Рэйчел Макмарр. Вашингтон, напомнила Макмарр, считает, что Москва претендует на районы залива Петра Великого, выходящие за установленную Конвенцией ООН по морскому праву 12-мильную зону территориальных вод.
Это первый с 1987 года манёвр ВМС США по «поддержке свободы» мореплавания в регионе, которая, в свою очередь, зависит от ещё более давних решений советского руководства, а именно — постановлений Совета министров. Так, 20 июля 1957 года СССР выдвинул требования считать историческими водами залив Петра Великого. Франция, Нидерланды, Япония, США, Великобритания, Швеция и ФРГ выпустили официальные возражения по поводу определения, отмечая в нотах протеста, что воды залива не соответствуют Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Правовой спор так и не был урегулирован, но до недавнего времени о нём никто не вспоминал.
Симптоматично, что телеканал CNN со ссылкой на собственные источники также сообщил, что Вашингтон намерен отправить один из своих кораблей в Чёрное море в связи с обострением российско-украинских отношений в Керченском проливе. Шаг соответствует правовому режиму конвенции Монтрё 1936 года, которая регулирует статус проливов Босфор и Дарданеллы, и призван решать следующие задачи. В политическом плане визиты военных кораблей США поддерживают союзников: американцы имеют устойчивые позиции в западной части Чёрного моря, используя береговую инфраструктуру Румынии, Болгарии и Украины. В военном — присутствие ракетных эсминцев в Черноморском бассейне «снижает чувствительность» Москвы по отношению к активности американских ВС в регионе.
Кроме того, «морской» компонент разведывательной системы дополняет сухопутное и спутниковое наблюдение и заставляет российских военных принимать меры по снижению демаскирующих признаков, ослаблению радиолокационной активности. При этом возможны уловки: в 2008 году во время войны в Южной Осетии под предлогом оказания гуманитарной миссии Грузии в Чёрном море впервые была сформирована корабельная группировка НАТО в составе флагмана 6-го флота США USS Mount Whitney, эсминца USS McFaul, сторожевого корабля USCGC Dallas, а также трёх фрегатов — немецкого FGS Lübeck, испанского Almirante Juan de Borbon и польского — Generał Kazimierz Pułaski и нескольких кораблей ВМС Турции. Эксперты отмечали, что таким образом США и их союзники формально не нарушали конвенцию Монтрё, но оказывали давление на Россию.
США используют ВМС для оказания давления и на Китай по вопросу спорных островов в Южно-Китайском море. В октябре 2018 года подобные манёвры привели к опасному сближению эсминца ВМС НОАК Luyang с эсминцем ВМС США Decatur.
Сергей Ищенко, капитан 1-го ранга запаса:
Действия США неоднократно становились поводом для столкновения с ВМС КНР — вплоть до опасного сближения боевых кораблей. Китайцы довольно решительно «отгоняют» корабли от собственных территориальных вод, при этом в большинстве случае стараются не вестись на провокации. Но в данном случае эсминец ВМС США не пересекал территориальные воды, находился в международных водах, поэтому ажиотаж вокруг подхода корабля к заливу Петра Великого мне не очень понятен. Что касается Чёрного моря, то после присоединения Крыма к РФ американские корабли не заходили в 12-мильную зону вокруг полуострова, поэтому особой опасности в прохождении кораблей ВМС США вблизи российских границ я не вижу.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа:
Прохождение американского эсминца вблизи территориальных вод РФ — часть фирменного стиля Дональда Трампа, использующего силовые методы и провокации с целью оказать давление на ту или иную страну. Кто готов вестись на подобные провокации, тот ведётся, кто не готов, тот не ведётся. Особых проблем я не вижу. Аналогичное маневрирование кораблей ВМС США в Южно-Китайском море на КНР никакого эффекта ровным счётом не произвело.Сложно сказать, на что решатся американцы в Чёрном море, учитывая правовой коллапс относительно принадлежности Крыма и вод вокруг него. Но, полагаю, российский ВМФ будет адекватно отвечать на их действия.