Денис Колодин был одной из ключевых фигур в составе сборной России на сенсационном Евро-2008. В его активе есть еще две не менее памятные медали за третье место, которое он занимал с «Динамо» и «Крыльями Советов». В эксклюзивном интервью News.ru футболист вспомнил все вехи своей карьеры, а также рассказал о том, чем занимается сейчас.

В «Динамо» оказался не нужен

— Как бывший игрок самарских «Крыльев» и московского «Динамо» оказался в СДЮШОР «Химки»?

— Когда закончил с футболом, Александр Киселев предложил мне должность в школе «Химки». А «Динамо»? Не зовут, забыли, видимо (улыбается). Но обижаться тут не на кого.

— Для себя быстро решили, что хотели бы работать именно с детьми?

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

— Так получилось: колено сильно заболело, и я решил закончить. Пока лечился, подумал, что надо чем-то заниматься, попробовать себя в какой-то новой роли. Поступил в ВШТ на лицензию «А», у нас там много футболистов собралось, кстати. Решил попробовать сначала на детях (смеется). Будет, не будет — посмотрим. Просто надо ощутить себя в этой роли, чтобы никого не обманывать, себя — в первую очередь. Если не получится, попробуем что-то еще.

— Никто не предлагал пойти в команду второй или первой лиги? Не главным, а просто в тренерский штаб.

— Всем нужны люди с опытом, а не новички. Могут взять и после ВШТ, конечно, но по знакомству. У меня таких связей нет.

— Не хотелось вернуться в родной Волгоград и там начать свою тренерскую карьеру? Может, даже в «Олимпии», где прошло ваше становление.

— Тоже детским? А смысл? Нет, если здесь уволят, то будем искать какие-то варианты. Посмотрим, как кривая судьбы выведет.

Футболист Денис КолодинФото: Global Look Press/Alexander WilfФутболист Денис Колодин

— В «Химках» собралась неплохая банда: вы, Архипов, Янотовский.

— Пытаемся что-то сделать для юных дарований. Надеюсь, что они смогут у нас многому научиться.

— А видны уже новые Денисы Колодины или пока рано оценивать перспективу?

— Я тренирую 2011 год, пока тяжело сказать что-то по потенциалу ребят, все для нас равны. Главное — заинтересовать футболом, чтобы появилось желание играть. Естественно, у кого-то что-то получается лучше, кто-то более физически одарен. Посмотрим, что из них вырастет.

— Что было самое тяжелое при первых шагах в тренерской карьере?

— Организовать процесс. Чтобы дети не баловалась. На первых тренировках ты просто работаешь аниматором. Приходишь, собираешь их по всему полю. Надо сделать так, чтобы они захотели делать не особо нравящиеся им дела. Они хотят играть в футбол, но ведь тут очень важна школа: техника, тактика и физическая готовность. Надо, чтобы все они делали заинтересованно.

— Вы в начале карьеры были форвардом, но затем вас перевели в центр поля, а потом — в защиту. Видите тот момент, когда нужно детям подсказать с выбором амплуа?

— В большей степени все из-за физических качеств. У меня пока они все нападающие (смеется). Все 15 человек, которые есть в моей группе. А мы играем четыре в поле плюс вратарь. И кого куда ставить? В «рамке» оказывался любой, кто более-менее быстро бегает, ловит. Те, у кого реакция есть. Но тут всем тяжело угодить, кто-то даже плачет иногда. Но постепенно находишь ко всем подход. Кого-то убедишь, что лучше быть позади, там больше можно владеть мячом. Кто-то в атаке ждет длинные передачи.

Элиста

— На протяжении большей части своей карьеры вы называли себя «неубиваемым» …

— Накаркал сам себе. Еще в 2008 году, кстати. И сразу мне это обернулось большим количеством травм. Надо просто меньше говорить на эту тему, может, целее был бы.

— Какой-то злой рок. После Евро-2008 травмы пошли одна за одной…

— Да, есть такое. Дальше пытался «держаться на плаву», хотя по своей игре понимал, что уже не то. А что делать? Хотелось и дальше выходить на поле.

— В свое время говорили, что свой путь в премьер-лиге вы начали благодаря Сергею Павлову. Мол, взял в «Уралан» по протекции Слуцкого, чтобы поддержать земляка из Камышина.

— На самом деле так все думали в «Олимпии». Тренер решил помочь своему земляку, так это виделось многим в Волгограде.

— Не было обидно, что люди так оценивают?

— Сначала — да. Но мне хотелось попасть в какую-то команду, ведь мне уже было 20 лет. Пора бы заиграть где-то — считаю, что в этом возрасте можно уже состояться, как футболист. Но меня очень трясло по началу: со второй лиги махнуть сразу в высшую — это сильно. Хотелось побывать где-то повыше, чем в «Олимпии». И даже не так важно, как туда попасть: через тренера, менеджера или еще как. Многим ведь не дают даже шанса попробовать себя на высшем уровне. Ребята так и прозябают во второй лиге. А мне вот его предоставили. Что-то получилось, а что-то нет, но дальше все пошло, закрутилось.

Футболист Денис Колодин (слева)Фото: Global Look Press/Alexander ChernykhФутболист Денис Колодин (слева)

— Вам хватило всего шести туров в дубле элистинского клуба, чтобы оказаться в основном составе. Как так получилось быстро освоиться?

— Там были очень опытные футболисты. Я просто старался не мешаться, а они мне подсказывали на поле. Там ведь был Аджинджал, Чугайнов, Казаков. Хорошая банда. «Стой вот здесь», «возьми того», «делай то», а мне лишь надо было выполнять их команды.

— И уже по итогам первого сезона в «Уралане» вас заметили многие клубы.

— Просто был молодой, сумел немного выделиться в свой дебютный сезон в элите. Да, были предложения от ЦСКА, «Спартака».

— Вы даже почти оказались в ЦСКА, но там что-то в итоге пошло не так.

— Может, я посчитал, что слишком рано уходить из «Уралана» после первого года, надо было как-то закрепиться в команде, набраться больше опыта. Очень часто игроки, которые в первый год «выстреливают», во втором сезоне ничего не показывают. Поэтому я хотел остаться, продемонстрировать футбол своего уровня. А уже затем двигаться вперед.

— Сейчас футболисты, едва получив более-менее серьезное предложение, почти сразу на него соглашаются.

— Мне не важны были деньги, я просто хотел играть в чемпионате России. И я попал в высшую лигу. Хотел просто получать удовольствие от футбола. Когда ты хорошо играешь, то тебе предлагают совершенно другие условия в финансовом плане. Не ты сам что-то просишь или выбиваешь, а тебе руководство само улучшает контракт.

— Не было обидно, что сорвался переезд в столицу? Все же ЦСКА и «Спартак» — это имена.

— Я даже не знаю до конца того, что там было. Как вышло в итоге, так и вышло. Остался в Элисте и не жалею об этом.

— Провели еще годик и…

— Поехал в Самару. Там было еще несколько вариантов интересных, но в итоге остановился на «Крыльях Советов». Фактически перебрался туда уже перед самым закрытием трансферного окна.

Португальское «Динамо»

— Тогда Колодина сватали и в «Зенит», и на Украину, кстати.

— Много было разговоров о киевском «Динамо». Говорили, что они очень меня хотят заполучить. Я даже «подвис» в аэропорту после сборов. Почти три дня провел в ожидании какого-то сигнала или звонка, но ничего. Не знаю, был ли реальный интерес от «Динамо» или нет. Погулял в Москве (смеется). Вот после Самары было предложений много всяких разных.

— Посмотрел состав «Крыльев» в 2004 году, когда вы взяли бронзу. Даже стало жалко, что футбольная сказка самарцев так быстро закончилась.

— Конечно, хотелось бы и дальше поиграть в еврокубках. Тогда это был Кубок УЕФА. Набраться опыта, сыграться получше, но не вышло. Это жизнь, к сожалению.

— До перехода ходили какие-то слухи о финансовых трудностях клуба?

— Там были финансовые трудности, но мы акцентировали свое внимание на футболе. Через три дня на четвертый были туры, плюс мы в Кубке России дошли до финала. Но финальный матч с «Тереком» провалили, а также смазали концовку чемпионата. Могли быть чемпионами, но сползли на третью строчку. Если бы еще немного сыгрались, то могли на следующий год показать результат еще выше, но не случилось.

— Приходилось сидеть по три-четыре месяца без зарплаты?

— По-разному. Финансовые проблемы меня не интересовали, повторюсь. Хоть год без денег. Футболисты же получают гораздо больше среднестатистического человека. Если не покупать дорогие вещи, то средств надолго хватит.

— Потом сразу в «Динамо» рванули, где также были непростые времена — засилье португальцев.

— Я перебрался в Москву и перестал попадать в состав. Иво Вортманн меня не видел в своей схеме. Хотел даже вернуться в «Крылья» на правах аренды. А смысл сидеть, если на поле выходят одни иностранцы? Потом убрали тренера, и все пошло-поехало, стали доверять.

Футболист Денис КолодинФото: Global Look Press/Alexander WilfФутболист Денис Колодин

— При переходе в стан «бело-голубых» вы умудрились даже поругаться с руководством. Попросили прощальный матч за «Крылья», а в Москве ответили отказом.

— Это не совсем прощальный матч. Шли переговоры с «Динамо», сказали, что оформят через неделю-две трансфер, но чтобы больше за Самару не играл — чтобы не травмировался. А я что, буду трястись за себя? Сказал, что когда через какое-то время вы оформите мой переход официально, тогда и будем разговаривать. Поехал и сыграл, хоть в «Динамо» были все против.

— Читал где-то, что вы даже успели на тренировке подраться с Коштиньей и Манише. Правда?

— Да это не конфликт. Просто потолкались немного. Таких моментов может быть уйма на любой тренировке. Каждый пытается доказать, что он лучший.

— Насколько атмосфера в команда была напряженной? Большая колония иностранцев не способствовала сплочению.

— Я не влазил во все эти ссоры, поэтому не знаю всего, что там творилось. Но со стороны все вроде бы казалось нормальным. Хотя не исключаю, что португальцы что-то там «мутили». Просто они вечно ходили недовольные. Чем? Никто сейчас не скажет. Они жаловались на кого-то, может, на жизнь свою тяжелую.

— Вон Тьяго Силва сразу в России занемог, туберкулез подхватил.

— Тяжелая у него болезнь, согласен. Но когда я пришел — он уже находился на лечении.

— Девять португальцев — это перебор?

— Нам говорили, что они приедут и научат нас играть (смеется). Ребята пришли в «Динамо», но что-то у них не пошло. Тогда руководство заявило, что теперь мы должны вытаскивать команду.

— Комфортно ли в команде, когда ты не знаешь, чего ждать завтра?

— Я просился в аренду, как уже говорил, но затем все вроде бы успокоилось. Не тогда, когда у «Динамо» в старте было 11 легионеров, а чуть-чуть попозже. Какие бы русские плохими ни были, но состав, где были только иностранцы, результатами не блистал. Когда хотя бы делали состав 50 на 50 — и русские, и легионеры — вот тогда что-то пошло, а до этого ничего хорошего не было.

— До бронзового 2008 года дожили лишь Данни, Сисеру и Куштодиу.

— В основном Данни выделялся. Он был ключевым футболистом «Динамо». Еще и в «Зените» смог себя показать в полной мере.

— Не было ли ощущения, что большинство приехавших португальцев — «пассажиры»?

— Не сказал бы так. Кто-то выделялся, а кто-то — нет. А смысл привозить тех, кто не лучше своих, российских игроков? Тут вопросы больше к руководству.

— Тот же Сисеру ко двору так и не пришелся, хотя сидел в «Динамо» долго.

— Он приехал совсем молодым, машина такая. Надеялись, что он «выстрелит» в конце концов, но что-то не получалось. Взяли, надеялись на него. Может быть, просто не угадали. Можно ведь купить Месси, но в России он не заиграет.

— Сами для себя сформулировали, что перебор легионеров — во вред?

— Если бы они выходили 11 человек в составе и все выигрывали, тогда все хорошо, польза для клуба. А вот они результата не давали, плюс всем жаловались, что в России плохо. Думаю, это и негативно сказалось на них в итоге.

Футболист Денис Колодин (справа)Фото: Global Look Press/Dmitry GolubovichФутболист Денис Колодин (справа)

— Бронза с «Динамо» или бронза с «Крыльями»? Какая медаль для вас ценнее?

— Они все одинаковые, эти бронзы, сценарий даже один и тот же. Мы первый круг шли на первом месте, но затем скатывались на третью строчку. Они и по эмоциям даже сравнимы. Всегда хотелось чего-то большего. Радовались результату, но не более. Хотя с «Динамо», кстати, я последние семь игр не играл из-за травмы, на костылях был. Давайте тогда Самару выделю, так я отыграл полностью матчи, без травм.

— Насколько со стороны тяжелее смотреть на футбол, когда не сможешь выйти и помочь своей команде?

— На скамейке смотреть за всем тяжелее, чем на трибуне. Там спокойнее. По крайней мере, мне. Чувствуешь себя болельщиком. Когда находишься на скамейке, то хочешь выскочить, заиграть. А когда ты в гипсе сидишь на трибуне — тут ощущения совсем другие.

Пенальти

— В одном из сезонов вы стали самым результативным игроком «Динамо». А ведь в клубе были неплохие исполнители в линии атаки.

— Это все Андрей Кобелев. Он сказал мне бить пенальти, вот и вся моя результативность. Бил бы другой — он и был бы лучшим (улыбается).

— А в чем секрет одиннадцатиметровых? Как их правильно пробивать? Некий совет Фёдору Смолову.

— Да я сам такой же. С детства пенальти не бил никогда, ноги всегда были ватные и тряслись. Подходишь бить, а страх накатывает.

— Каждый раз?

— Конечно, а как иначе? Я вот сейчас даже до ворот бы не добил, мандраж. А все взяли и наехали на Федю. Возьмите и сами разок пробейте. Люди просто не могут по мячу попасть, а тут пока он шел к мячу, — у него столько эмоций и мыслей крутилось. Всю жизнь, наверное, вспомнил. Это ведь со стороны кажется, что просто. Тут вратарю даже легче. Угадал с направлением — красавчик.

Виталий Мутко и Денис КолодинФото: Global Look Press/Daniil IvanovВиталий Мутко и Денис Колодин

— Надо изначально определиться куда бить и дальше не думать?

— Он, наверное, тысячу раз поменял свое решение о том, куда надо бить. Такая ведь ответственность. Даже не знаю, что посоветовать. Можно пробить как «катях», а он все равно закатится в ворота. А можно ударить сильно, но голкипер угадает и возьмет. Вон Сычев всегда по центру бил, вратари со временем приноровились к нему.

— Вы же в отборочном матче на Евро-2008 тоже не реализовали пенальти. В ключевой игре.

— Да, с Андоррой я не смог реализовать. Но я там перебивал даже. У меня в 2008 году два смазанных удара. До этого я в чемпионате не смог огорчить «Москву». В обоих случаях судья потребовал перебить. У меня паника в голове начиналась, и вторая попытка выходила провальной. Чем дольше думаешь, тем больше проблем. Постоянно в голову какие-то мысли лезут, неприятно.

— Но в итоге все закончилось же хорошо.

— Конечно, а мы мучались и думали о том, как сохранить этот счет. Реализовал бы удар — все было бы хорошо, 2:0. Вполне себе комфортно. Может, и Аршавина не удалили бы тогда, он бы смог провести первые два матча на чемпионате Европы, а не отбывать дисквалификацию.

Продолжение интервью с Денисом Колодиным читайте в ближайшие дни.